Последние новости

ВОТ ГОРШОК ПУСТОЙ… ОН НИКУДА НЕ ДЕНЕТСЯ?

Плоды культурной капитализации

Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Министерство культуры, кажется, тоже. А ведь вроде пора перекреститься, отогнать от себя наваждение и мороку со всей очевидностью провалившейся "капитализации культуры" и искать иные пути реализации культурной политики. Иначе Минкульт может оказаться перед угрозой упразднения в связи с безвременной кончиной объекта руководства. Ибо объект, сиречь культура, имеет все перспективы скончаться от авитаминоза и анорексии.

Гроза едва не грянула. Правда, до Зевса-громовержца дело не дошло, но гром прогремел, в Минкульт полетели молнии, и вполне заслуженные.

ВПРОЧЕМ, ОТСТАВИМ В СТОРОНУ ИЗЛИШНЮЮ МЕТАФОРИЧНОСТЬ И ОБРАТИМСЯ К ФАКТАМ. Две недели назад с подачи художественного руководителя Ереванского драматического театра им. Капланяна народного артиста РА Армена Хандикяна на сцену всплыл факт, возмутивший всю театральную общественность. Думается, шире – общественность культуры. Министерство культуры, регулярно рассылающее в арт-организации тонны писем и директив, запамятовало оповестить Ойкумену о решении правительства, грозящем многим субъектам культуры летальным концом. В июле прошлого года правительство приняло решение, утвержденное Национальным Собранием, а значит, получившее силу закона о том, что любая государственная субсидия, получаемая той или иной организацией, отныне облагается 20%-ным налогом на добавленную стоимость. Закон вступает в силу с начала 2018 года. А это значит, что сокращение финансирования культуры с начала того же года на 7%, о котором так много и с энтузиазмом говорилось (мол, будем хорошо работать и не просто компенсируем, а еще и приумножим), обернулось отсечением трети государственных денег!

Уточним: едва не обернулось. По крайней мере в сфере театра. Благодаря бдительности Хандикяна все мобилизовались, вникли в ситуацию, ужаснулись, собрались обращаться за защитой к главе государства, которого, как все дружно признали, кажется, единственного во власти интересует положение в культуре. "Давайте признаем - по распоряжению президента построили театр в Гаваре, сейчас начали строить здание для Театра пантомимы, до этого отстроили сцену для театра имени Маляна, переоснастили Оперу и сундукяновский театр… Для чего этот человек все это делает? Для того, чтобы одно вот такое решение свело все на нет?" - вопрошал Армен Хандикян.

Вмешательства Сержа Саргсяна не понадобилось. При посредничестве председателя СТД Акопа Казанчяна состоялась встреча с главой президентской администрации Арменом Геворкяном. Было дружно констатировано, что ситуацию прошляпил Минкульт. Ведь к новому закону прилагается список тех, кто умрет без государственной поддержки и для кого делается исключение. Именно в этот список – до более капитальных изменений – и вошли театры.

СЛОВОМ, ГРОМ ПРОГРЕМЕЛ, НО ГРОЗА НЕ ГРЯНУЛА. ДОБАВИЛА ЛИ такая "исключительность" театрам счастья? Ох, сомневаюсь. Вопрос не творчества, а выживания с повестки дня не снят. А проблема отсутствия в культуре и искусстве критериев стоит едва ли не острее, чем вопрос отсутствия финансов. Причем уничтожение критериев, как это ни парадоксально, декларируется самим культурным ведомством, которое толкает искусство на панель, призывая зарабатывать любой ценой. Как вспомнишь, что в контексте капитализации это обозначалось как эталонное достижение, так мороз по коже. При этом сами руководители театров дружно признают, что рекордные финансовые показатели, которые кое-кому удалось-таки зафиксировать, были достигнуты за счет качества.

Все тот же Армен Хандикян уже третий год никак не приступит к постановке великой пьесы Мюссе "Лоренцаччо". И дело не только в перфекционизме Армена Самвеловича. Сколько еще комедий предстоит поставить театру, чтобы накопить денег на серьезный проект! Это еще капланяновский театр, где дешевку не гонят принципиально! Количество мало-мальски серьезных премьер снизилось до минимума. Да и несерьезных - тоже. Для примера: если в предыдущие годы отборщикам главной театральной премии "Артавазд" приходилось отсматривать до 60 спектаклей, в минувшем сезоне их число едва достигает двадцати, а чтобы перечислить работы не ниже планки, вполне хватит пальцев одной руки.

НАШИ АРТИСТИЧЕСКИЕ И ОКОЛОАРТИСТИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ ДАВНО и убедительно доказали: если вынести на сцену горшочек и тут же на глазах изумленного зрителя сделать то, что в горшочек делать полагается, как минимум восемьдесят процентов зрителей захлебнутся от восторга и пойдут голосовать за такое искусство драмом. Это давно уже неудивительно. Удивительно и убийственно то, что практически такой же восторг подобный тренд вызывает в недрах культурного ведомства, призванного координировать посадку разумного, доброго, вечного. Отвечать за неприкосновенность этики и эстетики, сохранение вкуса и, простите за смешное слово, духовности.

Правительство в режиме жесткой финансовой экономии может принимать какие угодно решения. И вникать в арт-специфику и нравственные приоритеты, может быть, и не обязано. Министерство культуры же, как ни крути, обязано не брать под козырек и не кидаться выполнять любое решение, не задумываясь о его пролонгированно -пагубных последствиях. Если отвечаешь за культуру, имеет смысл во что-то вникать, на чем-то настаивать и что-то отстаивать. На то оно и существует – Министерство культуры. Хотя создается впечатление, что Минкульт не настаивает и на собственном существовании. Того и гляди, накроется хризантемой в отсутствие объекта администрирования, который выбыл в результате авитаминоза, дистрофии и анорексии.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОГДА "ВЕРХИ" ХОТЯТ И "НИЗЫ" МОГУТ
      2018-10-22 16:36
      208

      Завершился III Театральный фестиваль в г. Абовяне В течение прошедшей недели жители города Абовяна могли увидеть на своей сцене лучшие спектакли столицы. Абовянский театральный фестиваль, который уже в третий раз проводится совместными силами мэрии города и Союзом театральных деятелей Армении, уже стал традицией, что важно. Что еще важнее - результаты этого культуртрегерского проекта все очевиднее.

    • КАРЕНА НЕРСИСЯНА - В РУССКИЙ ТЕАТР, МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ - В ЦИРК
      2018-10-17 16:03
      1430

      На грянувшей, как гром среди ясного неба, пресс-конференции директор Ереванского государственного русского драматического театра им. Станиславского заслуженный артист РА Фред Давтян объявил о внезапном и исключительно своем собственном решении: назначить на пост художественного руководителя театра Карена Нерсисяна, одного из двух соискателей, вышедших на финишную прямую.

    • ВОЙНА ИДЕТ, КАК БЫ МЫ НИ ОТВОРАЧИВАЛИ СВОИ ЛИЦА
      2018-10-17 15:47
      1634

      "Пока я ехала сюда, у меня было чувство вины. Как так получилось, что мы это допустили? Как так происходит, что наши девочки не выйдут замуж за тех мальчиков, которые здесь уже погибли, и это общее преступление. Я желаю всем вам, кто носит военную форму, выжить и чтобы никогда в жизни ваши дети больше не надевали эту защитную, но ужасную одежду", - сказала солдатам и офицерам, защищающим Арцах, Людмила УЛИЦКАЯ.

    • ДОЧЬ И ВНУЧКА ЧАРЛИ ЧАПЛИНА - ГОСТИ АРМЕНИИ
      2018-10-10 16:22
      2293

      Мировая премьера спектакля Bells and Spells состоялась в Ереване На прошлой неделе в Ереване на сцене Государственного театра музыкальной комедии случилось то, что следовало бы назвать культурным событием. И если день сегодняшний никак не способствует тому, чтобы факты культуры писались через заглавную букву, это никак не умаляет эти самые факты. А ведь именно в Ереване состоялась мировая премьера спектакля Bells and Spells - спектакля в постановке Виктории ТЬЕРРЕ-ЧАПЛИН, главную роль в котором исполняет ее дочь Аурелия, и это не только дочь и внучка великого Чаплина, но топовые артисты современного театрального мира.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КОГДА "ВЕРХИ" ХОТЯТ И "НИЗЫ" МОГУТ
      2018-10-22 16:36
      208

      Завершился III Театральный фестиваль в г. Абовяне В течение прошедшей недели жители города Абовяна могли увидеть на своей сцене лучшие спектакли столицы. Абовянский театральный фестиваль, который уже в третий раз проводится совместными силами мэрии города и Союзом театральных деятелей Армении, уже стал традицией, что важно. Что еще важнее - результаты этого культуртрегерского проекта все очевиднее.

    • КАРЕНА НЕРСИСЯНА - В РУССКИЙ ТЕАТР, МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ - В ЦИРК
      2018-10-17 16:03
      1430

      На грянувшей, как гром среди ясного неба, пресс-конференции директор Ереванского государственного русского драматического театра им. Станиславского заслуженный артист РА Фред Давтян объявил о внезапном и исключительно своем собственном решении: назначить на пост художественного руководителя театра Карена Нерсисяна, одного из двух соискателей, вышедших на финишную прямую.

    • ВОЙНА ИДЕТ, КАК БЫ МЫ НИ ОТВОРАЧИВАЛИ СВОИ ЛИЦА
      2018-10-17 15:47
      1634

      "Пока я ехала сюда, у меня было чувство вины. Как так получилось, что мы это допустили? Как так происходит, что наши девочки не выйдут замуж за тех мальчиков, которые здесь уже погибли, и это общее преступление. Я желаю всем вам, кто носит военную форму, выжить и чтобы никогда в жизни ваши дети больше не надевали эту защитную, но ужасную одежду", - сказала солдатам и офицерам, защищающим Арцах, Людмила УЛИЦКАЯ.

    • ИМЕНИ ШАРЛЯ АЗНАВУРА, А НЕ "ЗВАРТНОЦ"?
      2018-10-17 15:45
      1596

      В Армении предлагают назвать именем Шарля Азнавура международный аэропорт "Звартноц". Идею в мультимедийное пространство подбросил экс-советник министра диаспоры Вруйр Пенесян, выразив уверенность, что "эту  мысль будут приветствовать не только армяне, но и весь мир". И она действительно получила поддержку и активно раскручивается.