Последние новости

ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ - КУРС НА ОБНОВЛЕНИЕ

Прошло шесть месяцев с тех пор, как Давид АРУТЮНЯН был назначен художественным руководителем Ереванского театра юного зрителя, и у театра для юных теперь самый молодой худрук в стране из ныне действующих. Как он действует, какие задачи перед собой ставит, какими ему видятся перспективы театра, нам предстоит узнать.

- У театра для юных очень взрослые функции и такие же, как у всех, проблемы. И надо с чего-то начинать. С чего начал ты?

- Мы уже успели что-то сделать, но этого пока очень мало. Есть какие-то хвосты из прошлого, есть задачи, которые я сам перед собой ставлю. Мы уже проделали достаточно большую работу по внешнему преображению театра и по части организации рекламы. Само театральное здание – чтобы в нем была атмосфера – это очень важно. Сегодня без этого просто невозможно. У нас наконец появилась билетная касса – мэрия дала разрешение. И она еще будет дооформляться и вечерами красиво подсвечивается. А билеты наши продаются также онлайн. Кстати, уже который раз мы играем и вечерние спектакли, на которые, подчеркну, продаются билеты. На днях при аншлаге, причем аншлаге не приглашенном, прошел "Последний учитель". Это должно стать стабильным образом жизни – мы над этим работаем. К каждому сезону я планирую выпускать новые афиши с интересным дизайном. Обновили сайт театра – с подробной биографией каждого актера. Причем сайт постоянно пополняется, там не только сцены из спектаклей, но даже отрывки с репетиций. Приближается 90-летие ТЮЗа, и мы планируем ряд небольших веб-проектов, которые потом используем в юбилейных мероприятиях.

- Надо ввести в психологию новый термин – "комплекс худрука". Повальное веяние времени! Стоит включить диктофон, и вы в один голос заявляете: "Здоровье наше хорошее, касса работает, билеты продаются, деньги зарабатываем". Это все здорово, но давай без тренда капитализации и о творчестве.

 Новый художественный руководитель Ереванского ТЮЗа Давид Арутюнян- Естественно, о художественном, творческом аспекте надо думать в первую очередь, и здесь работы непочатый край. Перед ТЮЗом стоит задача обеспечить репертуар спектаклями для детей, молодежи и вечерними спектаклями для взрослых. И в первую очередь нам надо обзавестись качественными спектаклями для детей – это наша фишка, а иначе почему мы зовемся Театром юного зрителя? Здесь мы не можем выходить из определенных рамок. А вот вечерние спектакли – тут мы будем стараться ставить и большие пьесы классического репертуара, и экспериментальные постановки, и комедии. Когда я говорю о художественном аспекте, это касается не только актеров, хотя они в театре главные люди. Речь идет о вопросах, связанных со сценографией, костюмерами, бутафорами, – это целый комплекс вопросов. Какие-то спектакли уже уходят из репертуара, но это надо делать аккуратно, обеспечивая естественную ротацию, готовить спектакли новые. Я совершенно не имею в виду, что старые постановки плохие, но есть очень заигранные – их уже видели все кто мог. Собираюсь восстановить свой спектакль "Хент" по Раффи, и есть планы сделать документальную драму, мне вообще интересен "театр. Doc". Скоро в репертуаре появится О`Генри. Недавно начали играть сказку "Маленький призрак" бразильянки Машаду. Грубо говоря, хочется разнообразить меню – и по авторам, и по стилистике спектаклей. Сейчас в папке театра пьесы на ближайшие два года. Это я себе обозначил такую программу-минимум, чтобы четко понимать, куда мы идем, чего добиваемся.

- Ты, кстати, один из редких режиссеров, любящий работать с живыми армянскими драматургами. В этом направлении делаются какие-то шаги?

- Да, мне нравится работать в связке с нашими драматургами, заказывать им пьесы, делать какую-то тематическую навигацию. Мне этот процесс очень интересен - как бы с нуля делать театр. Вот сейчас у меня на столе пьеса, которая еще пишется – о Карабахском движении. Над ней мы работаем с Эдвардом Зорикяном уже третий месяц. Надеюсь, подход нетривиальный. И это будет антрепризный спектакль с многими известными актерами. Думаю, на этой сцене могут быть и такие спектакли. Ведь, несмотря на "юного зрителя", сцена есть сцена. Надо ломать этот стереотип – "да ну, ТЮЗ, прикрепленный к Дворцу пионеров". А что в этом плохого? Детский воспитательно-эстетический центр, с которым мы в какой-то мере пересекаемся в задачах и прекрасно сотрудничаем. Просто надо четко видеть грань – что следует показывать днем, для детей, а что - вечером.

- Актеры ТЮЗа всегда были самыми загруженными, а тут еще громадье планов. Не ропщут? Режиссеры часто жалуются, что актеры, особенно молодые, отказываются от ролей меньше Гамлета в пользу сериалов, а значит денег и популярности.

- Репертуар не может строиться по желанию актера и на актера. Он строится, исходя из потребностей театра и, простите за выспренность, веления времени. Я хочу периодически пополнять труппу, и это уже делается. Наши актеры и снимаются, и на дубляжи ходят, но умеют четко расставить приоритеты. Чтобы и сериальщики уважали их основную профессию, их дом, которым является театр. И тратятся они на нашей сцене по полной. Многие снимаются, бегают на озвучки, чтобы иметь возможность оставаться в театре, и это абсурдная ситуация. Я могу смело заявить – наши актеры самые загруженные. Они играют каждый день, а иногда и по два спектакля. Разумеется, и мы идем им навстречу, даем возможность сниматься, это и заработок, и популярность, которая опять же работает на нас. О каком отказе от ролей идет речь! Наши ребята успевают все, честь им и хвала. Они очень преданны театру, и я это очень высоко ценю.

- Тебе довелось возглавить театр в пору сложнейшей финансовой ситуации. Насколько удается воплощать планы в отсутствие денег?

- Ситуация действительно очень тяжелая, но мы не жалуемся, шаг за шагом продвигаемся по намеченному пути. При наших скромных закромах мы позволили себе пригласить художника-гримера, который будет работать с нами по эскизам. Мы пригласили на О`Генри сценографа Мариам Мурадян, лауреата "Артавазда" нынешнего года. Ведь наш главный художник Антон Кешишян не может обеспечить все премьеры сезона. Да и присутствие разных стилей, разных эстетик положительно сказывается на общем арсенале театра.

- Из твоего разговора создается впечатление, что ходить под мэрией Еревана по нынешним временам проще, чем под Министерством культуры. С вами, видимо, обращаются полояльнее.

- Точно полояльнее, но когда принимают общие законы, на нас они, естественно, тоже распространяются. Как закон о 20 процентах налога с субсидии, который пока деятелям театра, слава богу, удалось заморозить. Может быть, в каких-то финансовых вопросах мэрия нас поддержит, но она же не может делать нам постоянные подарки. А если этот закон все-таки заработает, это будет просто катастрофа. Нас всех охватила паника и просто злость – ведь это инсульт! Инсульт не только для театров – для музеев, библиотек и прочего. Все бы оказалось парализовано. Такое решение для ТЮЗа означало увольнение 30 человек! Это катастрофа, даже если актриса согласна после спектакля еще и поработать уборщицей. Тут нет выхода! Не может театр существовать без государственной поддержки. По крайней мере, в наших реалиях. Вот наше здание после ЛИНСИ никак не ремонтировалось, и уже возникают проблемы. Как бы мы ни старались и ни выкраивали, траты вроде перестилания крыши театру не по силам. И в конце концов, перед нами поставлена задача делать спектакли и повышать художественную планку.

- Ну если перед вами ставят такие задачи, вам крупно повезло! Что, реально никто не предлагает продавать в театре попкорн и ставить спектакли с налетом стриптиза?

- Слава Богу, нет. Наше непосредственное руководство в лице вице-мэра Арама Сукиасяна стократно адекватнее в этих вопросах. Он прекрасно понимает, что театр – это не торгово-развлекательный центр. Он не может играть десять спектаклей в день – это не компакт-диск. Театр - это сверхживое общение, и это очень ответственно. Это контакт глаза в глаза. И сегодня актер может играть блестяще, а завтра не очень. И штанкета может опуститься до срока, и еще что-то не сработать, и от этого никто не застрахован. У нас столько профессионалов, наших признанных театральных мэтров! Почему к их мнению никто не прислушивается? Перевыполнить план любой ценой - слишком дорогая цена. Я это категорически не приемлю. Это не путь. Убежден – в этом не будет ни художественного сдвига… Да ничего не будет! Будет какой-то комбинат, который печатает спектакли офсетным способом. Мы же видим, что резко уменьшилось количество масштабных спектаклей, больших, зрелищных, с массовыми сценами. Театр уменьшился до размеров комнаты…

- Это долгая и больная тема. Давай лучше о хорошем. Каких премьер ждать от ТЮЗа в новом сезоне?

- Как я уже говорил, скоро выпустим О`Генри. Потом будет Степан Зорьян - его "Деревянного человека" будет ставить молодой приглашенный режиссер Сурен Сафарян. Потом Грачья Гаспарян сделает еще одну сказку - "Хрустальное сердце" Устинова. Готовим монодилогию по пьесам Каринэ Ходикян – первую часть будет играть Артур Карапетян, вторую – Ишхан Гарибян. Сам я работаю над очень интересной пьесой польского драматурга Ежи Юрандота "девятый праведник". А впереди нас ждет большое историческое полотно, посвященное 2800-летию Эребуни-Еревана. Как видишь, расслабляться не приходится.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОГДА "ВЕРХИ" ХОТЯТ И "НИЗЫ" МОГУТ
      2018-10-22 16:36
      208

      Завершился III Театральный фестиваль в г. Абовяне В течение прошедшей недели жители города Абовяна могли увидеть на своей сцене лучшие спектакли столицы. Абовянский театральный фестиваль, который уже в третий раз проводится совместными силами мэрии города и Союзом театральных деятелей Армении, уже стал традицией, что важно. Что еще важнее - результаты этого культуртрегерского проекта все очевиднее.

    • КАРЕНА НЕРСИСЯНА - В РУССКИЙ ТЕАТР, МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ - В ЦИРК
      2018-10-17 16:03
      1430

      На грянувшей, как гром среди ясного неба, пресс-конференции директор Ереванского государственного русского драматического театра им. Станиславского заслуженный артист РА Фред Давтян объявил о внезапном и исключительно своем собственном решении: назначить на пост художественного руководителя театра Карена Нерсисяна, одного из двух соискателей, вышедших на финишную прямую.

    • ВОЙНА ИДЕТ, КАК БЫ МЫ НИ ОТВОРАЧИВАЛИ СВОИ ЛИЦА
      2018-10-17 15:47
      1634

      "Пока я ехала сюда, у меня было чувство вины. Как так получилось, что мы это допустили? Как так происходит, что наши девочки не выйдут замуж за тех мальчиков, которые здесь уже погибли, и это общее преступление. Я желаю всем вам, кто носит военную форму, выжить и чтобы никогда в жизни ваши дети больше не надевали эту защитную, но ужасную одежду", - сказала солдатам и офицерам, защищающим Арцах, Людмила УЛИЦКАЯ.

    • ДОЧЬ И ВНУЧКА ЧАРЛИ ЧАПЛИНА - ГОСТИ АРМЕНИИ
      2018-10-10 16:22
      2293

      Мировая премьера спектакля Bells and Spells состоялась в Ереване На прошлой неделе в Ереване на сцене Государственного театра музыкальной комедии случилось то, что следовало бы назвать культурным событием. И если день сегодняшний никак не способствует тому, чтобы факты культуры писались через заглавную букву, это никак не умаляет эти самые факты. А ведь именно в Ереване состоялась мировая премьера спектакля Bells and Spells - спектакля в постановке Виктории ТЬЕРРЕ-ЧАПЛИН, главную роль в котором исполняет ее дочь Аурелия, и это не только дочь и внучка великого Чаплина, но топовые артисты современного театрального мира.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КОГДА "ВЕРХИ" ХОТЯТ И "НИЗЫ" МОГУТ
      2018-10-22 16:36
      208

      Завершился III Театральный фестиваль в г. Абовяне В течение прошедшей недели жители города Абовяна могли увидеть на своей сцене лучшие спектакли столицы. Абовянский театральный фестиваль, который уже в третий раз проводится совместными силами мэрии города и Союзом театральных деятелей Армении, уже стал традицией, что важно. Что еще важнее - результаты этого культуртрегерского проекта все очевиднее.

    • Артур Месчян назначен главным архитектором Еревана
      2018-10-21 21:01
      499

                 Главным архитектором Еревана назначен певец, композитор, архитектор Артур Месчян. Об этом он заявил Tert.am. "Я перехожу к работе с завтрашнего дня. Приказ об этом также будет обнародован завтра", - сказал Месчян. 

    • На место судьи Конституционного суда выдвинута кандидатура Ваге Григоряна
      2018-10-19 17:45
      556

                Президент Армении Армен Саркисян выдвинул на вакантное место судьи Конституционного суда кандидатуру Ваге Григоряна.

    • КАРЕНА НЕРСИСЯНА - В РУССКИЙ ТЕАТР, МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ - В ЦИРК
      2018-10-17 16:03
      1430

      На грянувшей, как гром среди ясного неба, пресс-конференции директор Ереванского государственного русского драматического театра им. Станиславского заслуженный артист РА Фред Давтян объявил о внезапном и исключительно своем собственном решении: назначить на пост художественного руководителя театра Карена Нерсисяна, одного из двух соискателей, вышедших на финишную прямую.