Последние новости

"ХРУСТАЛЬНЫЙ ДВОРЕЦ" НА ФОНЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕЙЗАЖА

Маэстро Константин ОРБЕЛЯН не перестает удивлять нас сюрпризами: он имеет устойчивую привычку устраивать нечто особенное, неординарное.

В наше непростое в финансовом отношении время ему удается заполучить не просто именитых зарубежных солистов, но и целые коллективы.

ВОТ ЛИШЬ НЕКОТОРЫЕ СОБЫТИЯ, КОТОРЫЕ БЕЗ МАЭСТРО НЕ ПРОИЗОШЛИ БЫ: первый международный оперный фестиваль, посвященный памяти Гегама Григоряна, инициированный маэстро, в котором приняли участие выдающийся баритон Георгий Гагнидзе, дочь певца, покоряющая ныне самые престижные сцены мира Асмик Григорян, блистательные исполнители из США и России, замечательное сопрано из Италии Барбара Фриттоли, талантливый дирижер из Великобритании Крис Русман... Единственный концерт Рене Флеминг на сцене Национального академического оперного театра в рамках фестиваля "Ереванские перспективы" при содействии Константина Орбеляна тоже оставил неизгладимый след, как и концерт, посвященный 100-летию со дня рождения легендарной певицы Эллы Фицджеральд с участием ярких джазовых звезд из США.

И вот недавно сцена Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова была предоставлена гостям из Большого театра России: состоялась армянская премьера спектакля "Хрустальный дворец", организованная Ассоциацией поддержки культурных инициатив России при участии Европейского фонда поддержки культуры (Мальта) и Фонда культуры и искусств (Армения). Первый предпремьерный показ этого спектакля прошел в июне минувшего года на Мальте в честь празднования юбилея дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Мальта. После мальтийской премьеры и последовало обращение маэстро Орбеляна в Европейский фонд поддержки культуры с просьбой показать спектакль в Ереване, который прошел с огромным успехом и был показан дважды. На премьере во второй день присутствовали президент РА Армен Саркисян с супругой Нуне Саркисян. Этот спектакль стал одним из самых светлых и праздничных событий второй половины музыкально-театрального сезона. Он вызвал большой интерес ереванского зрителя: никаких небрежностей, серьезный профессионализм, подлинная танцевальная культура, великолепные декорации, техническая уверенность, в которой "спрятано" всякое физическое усилие.

Музыка  мальтийского композитора Алексея Шора показалась несколько эклектичной, но она очень темпераментна, мелодична и эмоционально богата. Выразительный тематизм, разнообразие ритма, фактуры, взаимодействие и развитие основных музыкальных образов рождают атмосферу праздничного действа. Кстати, композитор Алексей Шор хорошо известен армянским слушателям. Его произведения не раз исполнялись известными музыкальными коллективами республики: Национальным филармоническим оркестром под управлением Эдуарда Топчяна, Государственным симфоническим оркестром, руководимым Сергеем Смбатяном, Государственным камерным оркестром, виолончелистом Нареком Ахназаряном, пианисткой Наре Аргаманян и другими.

 'ХРУСТАЛЬНЫЙ ДВОРЕЦ' НА ФОНЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕЙЗАЖАВ СПЕКТАКЛЕ ГОСТЕЙ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР НАШЕГО ОПЕРНОГО ТЕАТРА, за пультом которого стоял известный оперный и симфонический дирижер Павел Клиничев, детский хор музыкальной школы имени Армена Тиграняна и ученицы Ереванского государственного хореографического училища.

Спектакль задуман и осуществлен в традициях русского придворного театра XVIII века и первых балетных спектаклей, в которых, как известно, с танцами соседствует пение, произносятся драматические монологи и диалоги, читаются стихи, применяются спецэффекты. Очень интересна режиссура Екатерины Мироновой - балетмейстера-постановщика Большого театра России, режиссера-хореографа российских и международных проектов. Балетмейстер - заслуженный работник культуры Российской Федерации, ранее солист Большого театра России Александр Сомов.

Публику особенно восхищают великолепные декорации Сергея Тимонина. Перед изумленными зрителями - условно волшебный Летний сад с преувеличенно яркими цветами, с деревьями, статуэтками, огромным бассейном, ныне не существующим Летним дворцом. В зависимости от характера действия меняется световая партитура - преображаются краски, появляются новые тона, на фоне сада появляются образы-символы (амур со стрелой). Впечатляет эффектное появление певицы Анны Аглатовой, которая в соответствии с приемами барочного театра взмывает в воздух над сценой под собственное пение "Оды к императрице". У нее прекрасный голос, который уже успел покорить не только публику Большого театра, солисткой которого она является, но и многочисленных зарубежных слушателей. Она имеет выступления по всей Европе. Настоящая ее фамилия Асриян, а Аглатова - это сценический псевдоним певицы.

Особой удачей спектакля являются не только декорации, но и красочные костюмы по эскизам Елены Нецветаевой-Долгалевой. Все костюмы сделаны вручную в стиле барокко, расшиты каменьями по канонам XVIII века.

Действие спектакля происходит в 1740 году при дворе российской императрицы Анны Иоанновны, по указу которой в России появилась первая балетная школа, будущая вагановская академия. На сцене мы видим и саму императрицу, роль которой исполняет актриса Наталия Липец, появляются настоящий конь, породистые охотничьи собаки, демонстрируются танцы, разыгрывается история двух влюбленных - шута и шутихи из свиты императрицы. Анна Иоанновна обожала шутовские забавы и решила поженить двоих влюбленных, выстроив для них ледяной дворец со скульптурой, мебелью и даже цветами, сделанными изо льда, и заставив в нем жить новобрачных. История взята из популярного исторического романа Ивана Лажечникова "Ледяной дом".

 'ХРУСТАЛЬНЫЙ ДВОРЕЦ' НА ФОНЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕЙЗАЖАГЛАВНУЮ РОЛЬ В ЭТОМ МУЛЬТИЖАНРОВОМ МАЛЬТИЙСКО-РОССИЙСКОМ ПРОЕКТЕ сыграл знаменитый танцовщик, приглашенный солист Большого театра, театра Ла Скала и Баварского балета, экс-премьер Американского театра балета, премьер Михайловского театра Санкт-Петербурга и одна из ярких звезд мирового балета Иван Васильев. Невысокого роста, с сильно развитой мускулатурой, он необыкновенно обаятелен на сцене. Поражает его изумительная техника танца. Легкий прыжок с зависаниями в высшей точке траектории полета, грациозное мягкое приземление, чистота линий, стремительность воздушных туров - все это говорит о том, что он рожден для балетной сцены.

Уникальный танцовщик привлекает пристальное внимание своей непохожестью на других, самобытностью. Вот почему он, с его редчайшим актерским даром, умением наполнить образ напряженной внутренней жизнью, показать процесс роста человеческой души, занимает особое место в становлении современного балетного театра. Его танец излучает мощную энергию радости, напрямую обращенную к каждому зрителю. За раскованностью манеры, стихийных сценических сюрпризов ощутима строгая, фундаментальная основа - та школа, что дает Таланту свободу самоизъявления, осознание власти над зрительным залом и собственным профессиональным аппаратом.

Роль шутихи превосходно станцевала супруга Ивана Васильева, солистка Большого театра Мария Виноградова, и сцена их с Иваном, дуэты стали вершиной в спектакле, как и сцена "замерзания" в мастерском исполнении примы Большого театра Марии Аллаш. Интересен был в спектакле и кордебалет, составленный из солистов и артистов других московских театров. Яркое  впечатление оставил опытный темпераментный дирижер Павел Клиничев, которого хотелось бы чаще видеть за пультом нашего оркестра. Великолепен и сценограф, использующий в своем спектакле мультимедийные технологии, создающий историческое пространство и особую атмосферу.

Покидая спектакль, испытываешь чувство благодарности к художественному руководителю нашего Оперного театра Константину Орбеляну, поставившему перед собой задачу преодолеть предыдущие показатели охвата зрительской аудитории.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АРШИЛ ГОРКИ И XXI ВЕК
      2024-04-24 11:22

      Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…

    • ЖИВАЯ СОЗВУЧНОСТЬ
      2024-04-22 11:41

      Завершился фестиваль "Современные классики" Завершен Четвертый международный фестиваль "Современные классики", носящий имя великого польского классика Кшиштофа Пендерецкого. Его проводит Армянский государственный симфонический оркестр под управлением Сергея Смбатяна, который и является художественным руководителем фестиваля. Судьба этого фестиваля, так же как и фестиваля, посвященного армянскому композиторскому творчеству, с самого начала не захотела быть похожей на судьбу нашего общества, как бы действовала ей в противовес, проявляя при этом мудрое постоянство. В пору вседозволенности, безверия и равнодушия, фестиваль открыл очень свежую форму существования и взаимодействия искусств. Он подсказывает различным организациям в сфере культуры, с какой фантазией, смелостью можно работать.

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • САТИ СПИВАКОВА В РОЛИ МАРИИ КАЛЛАС - ЛУЧШИЙ ПОДАРОК В ЖЕНСКИЙ ПРАЗДНИК
      2024-03-08 11:05

      "Можно ничего не знать о Марии Каллас до спектакля, но остаться равнодушным после не удастся"... Цитата из рецензии.  Еще бы! Актриса, телеведущая, супруга великого маэстро, икона стиля и просто звезда Сати СПИВАКОВА в роли La Divina - величайшей оперной дивы, божественной Марии Каллас в спектакле "КАНАРЕЙКА" культового московского Театра Наций!

    • "ВЕРЮ В СВОЮ ЛЮБОВЬ К РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ"
      2023-02-08 10:08

      Параллельно со спектаклем "Дикое танго" Компании Хермана Корнехо из Аргентины на открытии Шестнадцатого Московского Международного Театрального фестиваля им. А. П. Чехова стоит спектакль "МУМУ " - коллаборация Театра на Таганке и Чеховского МТФ.

    • "РОДЕН" - ВЫСОКИЙ СТИЛЬ ВЫСОКИХ СМЫСЛОВ
      2022-10-11 09:25

      Сто раз прав был президент Международного фестиваля исполнительских искусств High Fest Артур Гукасян, когда говорил: " Тренд развития я вижу в том, что в Армению должны приезжать очень крутые коллективы больших форм - Ереван давно уже для этого созрел"! Отвальный успех спектакля «Роден, ее вечный идол» культового Санкт-Петербургского Государственного академического театра балета Бориса Эйфмана, два показа которого состоялись в рамках юбилейного фестиваля, стал железным аргументом в пользу того, что "Ереван давно созрел".

    • ПЕСНЯ В СЮНИКЕ И АРЦАХЕ
      2022-08-19 10:21

      Конец июля оказался особенно важным и запоминающимся для Союза композиторов Армении. По инициативе этой организации и при поддержке Фонда «Галуст Гюльбенкян» делегация в составе семи видных армянских композиторов побывала с концертами в Сюнике и Арцахе, устроив в приграничных городах и селах настоящий праздник музыки.