Последние новости

ХУДОЖНИК С БИЛЕТОМ ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ

Он относится к тому типу современных художников, которые, независимо от политической погоды в стране, занимаются исключительно искусством. Народный художник, лауреат Государственной премии РА, действительный член Петровской академии наук и искусств Санкт-Петербурга, почетный член Российской академии художеств, Фараон МИРЗОЯН изумляет нас гармоничностью и плодотворностью своей деятельности.

С ИЗУМИТЕЛЬНЫМ ТЕРПЕНИЕМ СРЕДНЕВЕКОВОГО МАСТЕРА ОН СОЗДАЕТ живописные картины, графику, а в последнее время и скульптурные портреты, ищет и находит комбинации цвета, мощные и изысканные одновременно. Строгий мастер, постоянно ищущий, он упрямо творит в тиши своей мастерской.

Но это не означает, что художник равнодушен к тому, что его окружает. В его творчестве находят место и социальные перипетии нашего бурного времени. Но он просто считает, что каждый должен заниматься своим делом. Как говорится, кесарю - кесарево, а божие - Богу.

 Картина Фараона МирзоянаСвое отношение к миру он раскрывает преимущественно через постижение духовной выразительности всего, что его окружает и несет в себе отпечаток людских страстей. Плодами своей деятельности он активно делится и со зрителями, устраивая выставки не только в Армении, но и за рубежом. В минувшем году с особым успехом прошла его выставка в Национальном художественном музее Беларуси. Она прошла с оглушительным успехом в Минске, вызвав горячие отклики художественных критиков и зрителей. Как отмечал в своем обзоре генеральный директор музея, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, кандидат искусствоведения Владимир Прокопцов, для белорусского зрителя, искусствоведов, музейщиков, да и просто посетителей  персональная выставка Фараона Мирзояна, "уникального художника - это открытое окно в космос, где яркая звезда Мастера притягивает к себе светом своего таланта и таинственностью".

Недаром к двадцатипятилетнему юбилею дипломатических отношений между нашими странами в Беларуси выпущены две почтовые марки, на одной из которых - живописная работа Ф. Мирзояна, на другой - белорусского художника. Согласитесь, подобной чести удостаивается не каждый художник.

ВЛАДЕНИЕ РАЗЛИЧНЫМИ ТЕХНИКАМИ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ МАСТЕРУ взяться за любую тему и решить ее в самой удачной форме, в разных жанрах. Так, графика Ф. Мирзояна кроме завораживающей виртуозности исполнения привлекает своей глубокой эмоциональной сопричастностью к вечным темам - теме красоты, вечной женственности. В работах художника этого плана сменяют друг друга картины блистающей и утонченной чувственной прелести, душевных порывов, полных свободы. Эти воображаемые персонажи подчинены его зрелищно-поэтическим законам. Это самое сокровенное и дорогое для художника.

Дли зрителей, разумеется, тоже. Именно эта духовная проникновенность, естественность, откровенность, приверженность  вечным темам привлекли и польских посетителей выставки художника в августе этого года в Армянском культурном центре Гданьска. Экспозиция была развернута в залах этого центра благодаря инициативе его директора Гагика Парсамяна. Здесь в основном были представлены графические, пастельные работы художника, несколько неожиданные, позволяющие увидеть какую-то иную грань творчества хорошо известного мастера. К открытию выставки в Польше был приурочен и каталог его графических работ, менее известных широкой публике. Во множестве графических работ красота обнаженного женского тела является предметом глубочайшего поклонения, источником самых высоких чувств.

 Афиша выставкиГрафическое творчество художника, представленное в экспозиции в Гданьске, - это прямой контакт природы и искусства, тела и музыки, эротики и ритма. Могучий инстинкт преобразован художником в упорядоченную игру красок. В рисунках, пастельных картинах сброшен груз психологических сложностей, в них радость человеческого духа, освободившегося от бремени неразрешимых проблем, от неразберихи ума и сердца. Фиксируя силуэты натурщиц непрерывной, как бы проведенной на одном дыхании линией, мягко моделируя формы, Мирзоян не просто штудирует модель, а выявляет ее женственность, обаяние, притягательность. В этих бесконечно длящихся линиях рисунков художником запечатлен миг паузы и покоя. То глубокое спокойствие, к которому стремится мастер, можно обнаружить прежде всего в его рисунках обнаженных женских моделей, полных сладострастия. Легкий, непринужденный рисунок пером или сепией доносит до нас ощущение живой жизни. Вовсе не случайно, что для своих картин и рисунков он всегда нуждается в конкретной натуре, но результатом работы с натуры является ее преображение.

У него не бывает лишних, ненужных деталей. Каждый штрих работает с полной нагрузкой, и хотя художник немногословен в своих рисунках, они читаются как французские новеллы или любовная лирика Кучака. Живая, органическая связь с реальностью определяет все развитие мирзояновского искусства, хотя по первому поверхностному впечатлению многие его произведения могут показаться очень отвлеченными. В Культурном центре Гданьска была организована также выставка "Гданьск глазами армянских художников".

- ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ ХУДОЖНИКИ ИМЕЛИ КОНТАКТ СО СВОИМИ И ЗАРУБЕЖНЫМИ КОЛЛЕГАМИ, - говорит Ф. Мирзоян. - Совместно с Армянским государственным педагогическим университетом мы организовали международный плэнер, в котором принимали участие художники из разных стран. Работали в Ахавнадзоре, Сюнике и затем устроили выставку этих работ. Несколько художников подарили свои работы нашей картинной галерее. Кстати, после моей прошлогодней выставки в Беларуси дирекция Государственного музея Республики Беларусь изъявила желание устроить у себя развернутую выставку армянских художников от Сарьяна до наших дней. Предполагалось, что около двадцати работ армянских классиков предоставит Национальная картинная галерея Армении, руководство которой с энтузиазмом приняло предложение, а около 40 работ - современные мастера Армении. Учитывая, что этот год юбилейный - 25-летие дипломатических отношений        между нашими странами, - белорусские коллеги могли шире представить культуру Армении, т. е. помимо художественной можно было организовать и фотовыставку, и показ армянских документальных фильмов об Армении, истории страны. Но, к сожалению, наше Министерство культуры недостаточно серьезно отнеслось к этой  идее. В итоге в Картинной галерее Минска была открыта только экспозиция 55 работ современных армянских мастеров. Что же касается работ из нашей Картинной галереи, то, как оказалось, у них нет страховки. А жаль. Ведь при заинтересованном отношении государства можно было бы гораздо шире представить наше искусство.

Сейчас в планах - устроить мою персональную выставку в Русском музее Санкт-Петербурга по предложению самого музея. Возможно, в бюджете снова не будет денег. Мы отгорожены от внешнего мира, и это при внешнем стремлении интегрироваться в этот мир. У нас есть мания самозамкнутости, за это приходится расплачиваться бегством из республики. Идет деградация наших культурных ценностей. Здесь наше искусство никому не нужно. Я говорю об этом с горечью. Попытка художников спасти ситуацию обречена на провал. Чтобы к художнику относились с должным уважением, необходимо менять менталитет нации. Государство у нас самоустранилось от искусства.

Сейчас у нас новая эпоха - эпоха дегуманизации. Она отвергает все гуманистическое прошлое и вместе с этим уничтожает все способы создания подобной культуры. Это страшный удар по поколению, которое работало, опираясь на гуманистические традиции. У нас все еще есть одаренная молодежь, но это не заслуга нашей демократии. Наш народ способен порождать таланты. Слава богу, это еще не находится в ведении управляющих человеческими способностями. Дай бог удачи нашим молодым.  К сожалению, наша республика все время стремится к изоляции. Это самый порочный путь. Возможно, если бы мы еще были способны бороться с недостатками, может, что-то и удалось бы изменить. К сожалению, мы только приспосабливаемся. И это становится нормой, констатирует Фараон Мирзоян.

 Картина Фараона Мирзояна- НАШЕ ИСКУССТВО СЕЙЧАС С ТРУДОМ ПРОБИВАЕТСЯ В УСЛОВИЯХ капиталистического реализма или, скорее, дикого капитализма, - считает Мастер. -  У многих это вызывает чувство отчаяния, ощущение конца света. Многие это считают губительным для искусства. Более старшее поколение привыкло к гарантированному существованию и к другой форме сопротивления обстоятельствам. Это все равно что вдруг оказаться в безвоздушном пространстве. Неизвестно, от чего отталкиваться. Прежде знали, что есть цензура, и вопреки ей протаскивали какие-то идеи, заранее знали, где и что запретят. А сейчас вроде бы все можно, но дело не в передовой идее, а в рынке. Надо, чтобы картина была художественным произведением и ее бы покупали. Оказывается, свобода недешево стоит. Чем больше вы хотите свободы, тем меньше рассчитывайте на гонорар. Рынок - вещь жестокая.

И все-таки, все-таки... Надо работать, надо пробиваться к настоящему, не ссылаясь на алиби. Пока ты жив, пока способен мыслить, искать - ты не вправе ни на что ссылаться. Спрос может быть только с тебя. В конце концов, есть опыт великих мастеров - предшественников и современников. Больше того, может, эта кризисная ситуация, драматичная по-своему, даже плодотворна для духовного творчества? Когда что-то дается не просто, не по праву наследования, а с духовным усилием - может, это усилие ценней всего прочего?

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОНЦЕРТ-СОБЫТИЕ
      2024-04-17 12:20

      Программа второго концерта в рамках четвертого международного фестиваля "Современные классики" имени Кшиштофа Пендерецкого, проводимого Армянским государственным симфоническим оркестром под управлением Сергея Смбатяна, была по-настоящему неординарна и интересна. В Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна звучала музыка, незнакомая широко публике. Это симфоническая поэма Wetlands современного итальянского классика Людовика Эйнауди, Концерт для флейты и оркестра персидского композитора Бехзада Ранджбарана и Джазовые вариации рококо для бас-гитары и оркестра Александра Розенблата, посвященные П.И. Чайковскому. Публика с большим интересом приняла всю программу. Она открыла для себя насыщенный, яркий, загадочный мир.

    • ВЕЧНО ЖИВАЯ ПОЭЗИЯ
      2024-04-15 11:01

      К 110-летию Амо САГИЯНА Невозможно без  волнения и большой  человеческой любви вспоминать имя Амо Сагияна, поскольку он  был не только прекрасным тончайшим поэтом, но и обаятельным человеком, личное общение с которым всегда доставляло огромную радость. И  даже сейчас, хотя с момента  его ухода  прошло уже столько лет.  Как-то не ощущаешь его среди мертвых. Недаром ведь сказано: "Поэты молодеют, умирая". 14 апреля - день рождения поэта, личности выдающейся, неоднозначной. В этом году ему исполнилось бы 110 лет. Но он не из тех, кого вспоминают лишь в юбилейные дни. Он поэт удивительный, редкостный, любимый всеми. Амо  Сагиян  и при жизни стоял особняком среди личностей  в высшей степени духовных, а уж ныне, когда поэтическим званием удостаивают графоманов, он и вовсе похож на неразделимую комету в армянской поэзии.

    • ПОСВЯЩАЕТСЯ КШИШТОФУ ПЕНДЕРЕЦКОМУ
      2024-04-09 09:15

      Не трудно заметить, что имя Сергея Смбатяна, а также руководимого им Армянского государственного симфонического оркестра часто появляется на страницах прессы. Такой режим наибольшего благоприятствования объясняется, конечно, не субъективными склонностями обозревателей, но необычайно высокой творческой активностью одаренного дирижера, его художественными инициативами, миновать которые невозможно. Тоновая программа, то мировая или ереванская премьера, то важнейшие фестивали, то масштабные гастроли, конкурсы… Вот и недавно, не успел завершиться фестиваль Армянского композиторского творчества, как взял старт другой фестиваль, не менее значимый – "Современные классики", носящий имя Кшиштофа Пендерецкого.

    • ТОРЖЕСТВО "СИМФОНИИ ВОСКРЕСЕНИЯ"
      2024-04-05 10:41

      Каждый чем-нибудь интересный, нерядовой концерт в Большом зале им. Арама Хачатуряна в тысячный раз убеждает: филармония - лучшее место на земле. Только музыка, в отличие от других видов искусства, способна по-настоящему защитить и спасти наши души от всех сует, напастей и тягот нынешней жизни. Это с особой силой дала осознать и прозвучавшая в последний мартовский день Вторая симфония ("Симфония Воскресения") Малера в исполнении Национального филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна, Академической капеллы Армении (художественный руководитель и главный хормейстер Оганес Чекиджян) и талантливых солистов – Ануш Оганесян (сопрано) и Алины Черташ (меццо-сопрано)- солистки оперной труппы Большого театра России.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПРЕЗИДЕНТ АРЦАХА: СТЕПАНАКЕРТ ДОЛЖЕН ПРОВЕСТИ ПЕРЕГОВОРЫ С БАКУ
      2023-09-09 20:04

      Очевидно, что цель конституционных норм об избрании нового президента на переходный период в случае возникновения вакансии на должность действующего президента в условиях военного положения заключалась в том, чтобы в случае ухода президента, избранного путем прямой демократии, с поста преждевременно по каким-либо причинам и его предвыборные планы остаются незавершенными, страна не вступает в президентские и внеочередные парламентские выборы. Об этом в своем выступлении заявил новоизбранный президент Арцаха Самвел ШАХРАМАНЯН.

    • Эйми МАЛЛИНЗ, ПРЕВРАТИВШАЯ СВОИ НЕДОСТАТКИ В ПРЕИМУЩЕСТВА
      2023-07-26 10:58

      У американской актрисы, модели и участницы Паралимпийских игр 1996 года в Атланте Эйми Маллинз жизнь сложилась очень непросто. Она родилась с врожденным заболеванием, лишившись в раннем детстве ног ниже колена. Однако это не помешало ей преуспеть в различных сферах жизни и найти личное счастье.           

    • ОН КИСТЬЮ ВОЗРОЖДАЛ АРМЕНИЮ – 75 ЛЕТ НАЗАД НЕ СТАЛО АРШИЛА ГОРКИ
      2023-04-24 10:05

      Более 120 лет отделяют нас от дня рождения и 75 лет от дня кончины величайшего армянского художника, подлинного новатора Аршила Горки, творчество которого так же своеобразно и многолико, как и выдвинувшая его эпоха. Этот признанный новатор был из тех, кто в полной мере испытал на себе все ужасы армянской трагедии начала XX века – резню, беженство, сиротство, чужбину.

    • МАНЕ ТАНДИЛЯН ПРОБЕЖАЛА ПУТЬ ОТ ПРОЗАПАДНОГО ДЕЯТЕЛЯ ДО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРОРОССИЙСКОЙ ПАРТИИ…
      2023-03-09 10:26

      Переехала в Арцах, чтобы освободить сыновей от службы в армии? 15 декабря 2015 г. Эдмон Марукян оповестил политизированную публику о регистрации партии "Лусавор Айастан", а 2 апреля 2017 г. эта партия прошла в парламент в составе блока "Елк". Мане Тандилян стояла у истоков формирования организации и интеграции ее в предвыборный альянс с участием партии Пашиняна, а потому в стенах парламента она возглавила комиссию по финансово-кредитным и бюджетным вопросам.