Последние новости

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОДНОГО ПИСЬМА

В небольшом уютном зале Музея литературы и искусства им.Е.Чаренца состоялась презентация музыкального сборника "Вокальный цикл (для голоса и фортепиано)" Нарине Зарифян, сопровождавшаяся концертом. Музыкальный редактор издания - Нуне Даниелян, главный редактор - Лусине Аветисян. В сборник, выпущенный издательством "Артагерс", вошли романсы, созданные композитором на стихи Аветика Исаакяна, Егише Чаренца, Ваана Теряна. Автор посвятила музыкальный цикл своей матери, заслуженному педагогу Советской Армении Тамаре Александровне Зарифян (Казарян), вдохновившись ее заветом на страницах одного старого послания.

КАК-ТО РАЗ, ДАВНЫМ-ДАВНО, ТАМАРА ЗАРИФЯН написала письмо, адресованное дочери. В искренних, задушевных строчках, исполненных на бумаге, она поведала историю своего детства и безграничной любви к музыке, которая, словно недосягаемая мечта, жила в ней с малых лет и окрыляла до конца жизни.

"Родилась я в Грузии, в Тбилиси. Отец мой был чекистом, мать - домохозяйкой, я же была девочкой, влюбленной в музыку, - начинает письмо Тамара Александровна. - Жили мы в таком дворе, где было более 40 семейств, и инструмент, пианино, имели только пять семей, в их числе и Гия Канчели. Мы оба жили на третьем этаже в одном подъезде и очень были дружны. Рядом с нашим домом был ГОФИЛЕ - Государственный филармонический лекторий, и часто оттуда были слышны звуки музыки и песни, а в саду до начала концертов играл мощный духовой оркестр, который я всегда слушала.

Я обожала песни, музыку, даже если была в какой-то игре, заслышав музыку, обо всем забывала. И вот по этой причине я и Гия Канчели дружили: он занимался, а я внимательно слушала. Но этим не кончалось. Он приносил чернила, ручку и начинал на клавишах писать цифры, а я эти маленькие мелодии играла и радовалась. И однажды во время моих резвых игр и беготни по двору я нашла листок с нотами. Из чьей квартиры, из чьих рук он выпал? Я обезумела, мне казалось, я сейчас заиграю, если сяду за инструмент. Я не обратилась к Гие Канчели, а направилась к квартире на первом этаже, где тоже имелся инструмент...

У соседей оказалось много гостей, хозяйка сказала, что после их ухода мы займемся музыкой. Время шло, а гости все сидят и сидят. Стемнело, мама позвала меня ужинать, а я, как глухая, сижу и жду, когда же уйдут гости. Наконец все ушли, и меня позвали в дом, посадили за пианино. Я открыла найденный листок, обе руки положила на клавиатуру пианино, но там не оказалось ни чернильных цифр, которые были у Гии, ни правил игры. И я со слезами выскочила из дома..."

 Презентация музыкального сборника 'Вокальный цикл (для голоса и фортепиано)'ПОСЛЕ ЭТОЙ ИСТОРИИ ПРОШЛИ ГОДЫ. Тамара Александровна переехала с семьей в Армению, получила филологическое образование, на базе которого больше 40 лет проработала педагогом в ереванской средней школе им.В.Вагаршяна. Сложилась и семейная жизнь: прекрасный муж, чудесные дети. Но детская мечта и тяга к музыке продолжали жить в ее душе, укоренившись в генах и передавшись дочери, ставшей пианисткой, затем известным композитором, чьи многожанровые произведения сегодня исполняются в Армении и далеко за ее пределами.

"Мама часто рассказывала про Гию Канчели и листок с нотами, - делится Нарине Зарифян, - и однажды, став композитором, я попросила ее записать эту историю. Для меня, человека творческого, этот сюжет был весьма интересен и мог стать темой для музыкального сочинения. И, пока мама собиралась передать историю на бумаге, я, вдохновившись ее рассказами, а также великолепным от природы голосом и пением, бывшим коронным номером наших застолий во время праздников, именин, визитов гостей, сочиняла вокальные произведения и позже, после смерти мамы, решила собрать их в единый сборник".

Выбор стихотворений трех поэтов - Исаакяна, Чаренца, Теряна - был обусловлен как большой любовью Нарине и Тамары Александровны к их творчеству, так и особым лиризмом, граничащем с глубокой философичностью и реалистичностью, свойственными поэзии этих мэтров армянской литературы. Более того, отобранные стихи содержали в себе мелодичность, ее и подслушала Нарине Зарифян, сочинив к ним музыку. Произведения написаны в разные периоды под воздействием чувств, эмоций, размышлений, которые обуревали композитора на том или ином жизненном этапе. И рождение каждого из них подстегивали мамины рассказы, ее любовь к музыке. Кстати, все романсы этого цикла не раз исполнялись в Ереване и других городах, а один из них, на слова Теряна, вошел в документальный фильм о поэте. Прозвучали они и во время презентации книги "Вокальный цикл (для голоса и фортепиано)".

Мероприятие организовала и вела музыковед, основатель и главный редактор международного журнала "Еражиштакан Айастан" ("Музыкальная Армения") и газеты "Еражишт" ("Музыкант") Гоар Шагоян. Зал предоставил директор Музея литературы и искусства им.Е.Чаренца Каро Варданян. С романсами из "Вокального цикла" выступили студентки Ереванской государственной консерватории им.Комитаса, воспитанницы класса Маргариты Саркисян.

Вечер был украшен и другими произведениями Нарине Зарифян. Ее "Прелюд" прозвучал в исполнении пианистки, заместителя директора Музея-института Комитаса Марины Геворкян, а ансамбль исполнительниц на каноне под руководством Нуне Даниелян, действующий при музыкальной школе им.Ал.Спендиарова, представил "Танец пестрых девочек" для ансамбля канонисток и фортепиано.

НА ВЕЧЕРЕ БЫЛО ОЗВУЧЕНО И ДРУГОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ Нарине Зарифян, "На солнечной стороне улицы", написанное в джазовом стиле. Как отметила основательница и директор книжного магазина "Бюрократ" Шушан Арзаканян, природная музыкальная многогранность Нарине была развита в свое время в классе Авета Тертеряна. Ш.Арзаканян отметила и богатство эмоций, заложенных в произведениях Н.Зарифян, и назвала ее знаменитый "Вокализ" произведением, схожим по палитре чувств с "Девятым валом" Айвазовского.

Доцент Армянского государственного педагогического университета им.Х.Абовяна Маргарита Багдасарян с большой любовью зачитала письмо "виновницы" вечера Тамары Зарифян и рассказала несколько эпизодов, в которых проявилась безграничная любовь матери к дочери, ее счастье за то, что ее любовь к музыке и детская мечта воплотились в Нарине, творчество которой заставляло Тамару Александровну испытывать множество чувств:  волнение, радость, счастье, гордость, благодарность.

"Да, я пела. Да, бог дал мне слух. Я умела радовать родных. Но надо было осуществить мечту. И бог помог. Моя дочь оказалась с великолепным слухом, с великолепными способностями, и мы гордимся ею... Она оправдала все наши надежды и продолжает радовать не только свой род, свою семью, но и свой народ, свою страну. Я благодарна Богу!"

Эти слова, завершающие письмо матери, Нарине Зарифян использовала в качестве эпиграфа к сборнику "Вокальный цикл". На мероприятии присутствовал и руководитель общества культурных связей "Армения - Грузия" Эдуард Едикиселов, предложивший летом презентовать книгу и в Тбилиси, когда Гия Канчели приезжает погостить на родину и сможет присутствовать на памятном вечере. А пока поклонники Нарине Зарифян смогут насладиться ее творчеством в Доме-музее Арама Хачатуряна (7 декабря) и в Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна, где состоятся юбилейные авторские концерты, приуроченные к ее 60-летию.

"Но и это не все, - раскрывает секреты композитор. - Я уже всерьез думаю над очередным сочинением в жанре мюзикла или поп-оперы на сюжет маминой истории про юного Гию Канчели, тбилисский двор, пять пианино, листок с нотами и девочку, не потерявшую мечту".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЖУРНАЛИСТЫ ОБСУЖДАЮТ ЖУРНАЛИСТИКУ
      2019-03-21 14:30
      730

      В ереванском филиале МГУ им. М. В. Ломоносова состоялся круглый стол, в рамках которого обсуждалась актуальная тема: "Журналистика и индустрия: от теории к практике". Мероприятие,  организованное совместно с Российским центром науки и культуры в Ереване, было призвано определить место журналиста в меняющемся мире, возможные контакты между действующими СМИ и учебными заведениями, выпускающими журналистов разной специализации.

    • АМЕРИКАНЦЫ СНИМАЮТ КИНО В АРМЕНИИ
      2019-03-20 11:54
      1274

      Известно, что одним из мест, где проходили съемки нашумевшего российского фильма "Сволочи" (2006 г.), стала Армения, а точнее, гора Арагац и расположенная на ее склоне старинная крепость Амберд. Кинематографическая привязка к Амберду сделала эту горную жемчужину более узнаваемой и популярной у зарубежных туристов, а сам факт съемок стал фишкой в представлении гидами крепости Амберд.

    • $3,5 МЛН НА РЕКЛАМУ ТУРИЗМА
      2019-03-19 13:26
      1390

      "Армения имеет невероятный туристический потенциал: расположенная на маленьком кусочке земли, она сегодня предлагает богатое многообразие туристических услуг - от хайкинга, конного туризма и альпинизма до многочисленных культурно-исторических достопримечательностей, гастро-, эко- и даже религиозного туризма, требующего развития. Однако нам не хватает знаний для того, чтобы вывести все направления на международный уровень и привлечь к армянскому туристическому разнообразию весь мир. И в этом смысле мы рады, что нам выпала возможность сотрудничать с коллегами из США, готовыми поделиться с нами опытом и сделать Армению одним из популярных туристических маршрутов мира".

    • "СЕВАН ЧЕТВЕРЫХ" В ГАЛЕРЕЕ "САРКИС МУРАДЯН"
      2019-03-15 09:55
      1947

      Казалось бы, художественная выставка, приуроченная к 8 марта и последующим женским праздникам, должна содержать экспонаты, связанные с женщинами, материнством, весной, цветами,  вызывать у посетителей лирическое настроение, настраивать на романтический лад. Такого рода ожидания усиливаются в том случае, если ее организаторы и участницы - женщины, имеющие большой опыт в изобразительном искусстве, а в творческой сокровищнице - десятки и даже сотни произведений искусства, в том числе посвященных теме красоты.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ИЗДАН ДВУХТОМНИК О ГЕНОЦИДЕ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ VIVACELL-MTS
      2019-03-21 12:47
      808

      В Музее-институте Геноцида армян состоялась встреча с авторами сборника, которые собрали важную информацию из иностранной прессы и составили подборку материалов о Геноциде армян. Как сообщает пресс-служба телекоммуникационной компании VivaCell-MTS, материалы были собраны из американской прессы  1890-1922 годов. Речь, в частности, о The New York Times.

    • Презентована книга про амшенских армян
      2019-03-19 10:09
      328

      Громким звучанием песни о веснушчатой девчушке на диалекте амшенских армян началась церемония презентации книги "Амшен в армянских рукописях" руководителя отделения османоведения института исследований в области армяноведения Ереванского государственного университета, кандидата филологических наук Лусине Саакян.

    • 9 КНИГ ОБ АРМЯНАХ МИРА
      2019-02-27 12:51
      2087

      ВиваСелл-МТС и Всеармянская географическая ассоциация за 12 лет своего сотрудничества осуществили ряд программ. Благодаря одной из них в течение 9 лет издавались книги ознакомительного характера, которые явились уникальной энциклопедией для читателей Армении и других стран. На сегодняшний день опубликовано 9 томов книг, рассказывающих об армянах и армянской культуре.

    • Воспоминания спортивного журналиста
      2019-02-23 09:36
      1158

      22 февраля в центральной библиотеке имени Аветика Исаакяна состоялась презентация книги Юрия Алексаняна "Из воспоминаний спортивного журналиста".