НАШ САРКИС
Тема вроде бы не моя. А кто сказал, что не моя? Я ведь помню великого центрального нападающего армянского футбола с 1959 года, с того времени, когда "Спартак" (Ереван) должен был войти в высшую лигу советского футбола.
Я ПОМНЮ первый матч "Спартака" в Ереване весной 1960 года против московского "Динамо", помню, как мы его проиграли со счетом 0:4, видел на стадионе, как великий вратарь Сергей Затикян пропустил 4-й гол, просто потеряв место в воротах. Бывает...
Но сегодня речь не о нем, а о человеке, который был ярчайшей армянской и советской футбольной звездой в 60-е годы, до того, как вспыхнула звезда Аркадия Андреасяна (пусть остальные ребята не обижаются).
Саркис был уникальным феноменом советской эпохи. Найдите номер газеты "Футбол", приложение к "Советскому Спорту", где написано, что он обогнал всех по дриблингу во всесоюзном масштабе по времени в соревновании на 30 м. Вспомним, как он забивал голы с угловой отметки (4-й гол в матче "Спартак" - "Динамо Тб." в Ереване в 1960 году). Но главным в его репертуаре было умение (кроме обводки) бить одинаково прицельно и с правой, и с левой ноги. Таких в армянском футболе не было. И пока нет. Умеющих бить по мячу разными сторонами стопы, подъема, носка. Сако все это делал. Попутно признаюсь, что голову свою он берег, и я только раз видел, чтобы он прикоснулся головой к мячу. Стадион рассмеялся.
...Эмоций и благодарности к тому, что сотворил на футбольном поле Саркис Овивян, много. Мне все казалось, что написать обо всем этом (с живыми комментариями футбольной звезды) получится. Но как-то не сложилось. Просто, к сожалению, лично мою голову круто заморочили не заслуживающие (по сравнению с Саркисом, да, да, повторяю, по сравнению с Саркисом) столь большого внимания перемены в нашей прошлогодней общественно-политической жизни. И вопросы, которые я передал ему для интервью, так и остались в воздухе. Виноват. Он выглядел столь молодцевато при случайных встречах, что тема откладывалась. А теперь уже обо многом не расспросишь, не узнаешь.
...ИЗ ПОКОЛЕНИЯ детей, приходящих на Республиканский стадион в начале 1960-х, хочу напомнить сегодняшним о бутылках с водой, которые тогда продавались за копейки, о возгласе "Яма! Яма!", которым выходящие со стадиона сбавляли ход, напоминали о необходимости беречь друг друга. И о голах Сако. Я не забуду один из них, не столь важный, в товарищеском матче с иранским клубом "Шахин". При счете 0:0 и штрафном в ворота гостей Саркис изящно сотворил (мяч взлетел над стенкой, а потом почему-то спланировал в нижний угол ворот "Шахина") гол. Зрители не сразу поняли, что произошло. А потом взорвались аплодисментами.
Это был отнюдь не главный гол Саркиса. Но в том, что мы его любим и никогда не забудем, пусть никто не сомневается. Спасибо, Сако...
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-05-14 10:24
Семейный очаг, дом, улица, село или город - с них начинается детство, которое остается в нас всю жизнь, напоминая моментами о малой родине, из которой мы шагнули в большую. Многим хочется оглянуться, увидеть то место, где ты сделал первые шаги, но это, увы, дано не всем. Педагог, публицист, общественный деятель Татьяна Александровна Минасян родилась в Дашкесане (Гардман), после окончания школы поступила на биологический факультет ЕГУ, работала некоторое время в Академгородке (Новосибирск), многие годы преподавала биологию в ереванских школах. Активно включилась в Карабахское движение, в самом начале которого азербайджанцы изгнали армян из области Гардман провинции Утик Великой Армении.
-
2024-05-09 10:04
Все дальше в историю отодвигается 9 Мая 1945 года - День Великой Победы над фашизмом. Почти не осталось в живых тех, кто принес эту победу миру. Постепенно уходят из жизни и дети войны. А история Второй мировой продолжает оставаться ареной столкновений, споров о том, кто сделал больше в борьбе против Гитлера и его союзников.
-
2024-05-04 12:53
Каждый из нас каждый день пишет свою биографию своим словом и делом, творит добро, причиняет зло и уходит, так и не поняв в большинстве случаев, для чего ему отмерили куцый отрезок времени. Остаются две даты на могильном камне. И память о сделанном и содеянном. И спорное правило о том, что об ушедших можно говорить либо хорошее, либо молчать. Вы с этим согласны?
-
2024-05-03 10:58
Юрий Карапетян - журналист, писатель, сценарист и режиссер, принадлежит к старшему поколению деятелей культуры. Он более 30 лет проработал на Гостелерадио Армении, является автором многочисленных статей, рассказов, радио- и телепердач, множества документальных фильмов о наших выдающихся соотечественниках. В последнее время живет в Санкт-Петербурге, продолжает творить. Сегодня работает над документальным фильмом об известном ученом и авиаконструкторе Елизавете Шахатуни.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2024-05-09 06:38
Опорный полузащитник из Нигерии Угочукву Иву является важным звеном в игровой модели казанского "Рубина", выступающего в футбольной Премьер-лиге России. 24-летний Иву в 2020-2023 гг. играл за ереванский "Урарту", а еще раньше – за армянские клубы "Лори" и "Пюник".
-
2024-05-06 17:20
В 35-м туре чемпионата Италии миланский "Интер", еще в прошлом туре досрочно завоевавший чемпионский титул, в гостях проиграл "Сассуоло" со счетом 0:1. Генрих Мхитарян вышел на поле в стартовом составе "Интера" и был заменен на 60-й минуте.
-
2024-04-29 16:04
В возрасте 27 лет скоропостижно ушел из жизни спортивный журналист Давид Мартиросян. Эту печальную новость сообщила пресс-служба ФК "Пюник", в котором наш коллега с января 2024 года работал генеральным директором.
-
2024-04-24 11:22
Искусство Аршила Горки принадлежит к чудесным страницам художественного наследия прошлого века. Его произведения неизменно привлекают интерес исследователей разных стран. О нем изданы, преимущественно на английском, монографии, каталоги, аналитические статьи. Его имя фигурирует в книгах по истории искусства, в энциклопедиях. Как известно, на международных аукционах стоимость его произведений достигает нескольких миллионов долларов. Кем является этот художник для нашего времени, для XXI века? Казалось бы, о чем тут размышлять! Нет ни загадок, ни споров. Нет никакого недостатка в нашем уважительном отношении к Аршилу Горки и ко всем классикам мирового искусства. Мы охотно рассматриваем их работы, любуемся, увековечиваем. И все же… Мы мало задумываемся о том, почему мы теперь совсем другие, чем они. И что представляет собой наша современность? Что это - движение вперед по тому же самому пути, который мы, когда речь идет о прошлом, прославляем, увенчиваем лаврами? Или нечто другое - блуждание по оскудевшим тропам, среди сорняков, руин? А может быть, и то и другое в странном фантастическом сплетении…