Логотип

«АБСОЛЮТНЫЙ» РЕЗУЛЬТАТ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО УРОВНЯ

Озвученные Пашиняном в Душанбе цифры относительно товарооборота Армения-Россия правильные. Об этом написал на своей странице в Facebook министр экономики Армении Геворк Папоян, передает News.am. «Премьер-министр Никол Пашинян обнародовал данные, опубликованные Статистическим комитетом РА, и, следовательно, они абсолютно правильные», — отметил Папоян.

Отметим, что президент РФ Владимир Путин и премьер-министр РА Никол Пашинян 10 октября на саммите СНГ обсудили вопрос роста товарооборота между двумя странами. Путин, в частности, отметил, что участие в ЕАЭС открывает странам рынки, дает экономические выгоды. В качестве примера российский лидер привел растущие объемы торговли между Россией и Арменией, поинтересовавшись у Пашиняна данными по товарообороту. «В этом году уже 4 миллиарда (долларов)», — сказал Пашинян. «Нет, больше», — с улыбкой не согласился с коллегой Путин.

Премьер-министр Армении также привел свои данные и за прошлый год, но и в этом вопросе информация у двух лидеров не совпала. «В прошлом году было примерно 9 миллиардов (долларов)», — отметил Пашинян. «Больше. И в прошлом году было больше, и в этом году будет больше. Это очевидно просто», — ответил Путин премьеру Армении.

НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: ЭТОТ ДИАЛОГ ПУТИНА С ПАШИНЯНОМ НЕ ДОЛЖЕН БЫЛ ЗАСЛУЖИТЬ столько внимания, сколько заслужил. В информационных лентах сразу же появились заголовки о том, что на саммите в Душанбе Путин и Пашинян поспорили, и дальше, как говорится, пошло-поехало. Все стали обсуждать, путинские данные верны или пашиняновские.

На самом деле все гораздо проще. И Путин прав, и Пашинян, одновременно и Путин не прав, и Пашинян не прав. И вот почему.

Формально, товарооборот между Арменией и Россией в этом году больше, чем 4 млрд долларов. Он (товарооборот) составил 4 млрд 500 млн долларов за период с января по август. Тут прав Путин. Но если уж опираться на точные цифры и оспаривать пашиняновские, то надо было представить свои — альтернативные — точные данные. Лидер РФ этого не сделал. Тут Путин не прав.

Что касается Пашиняна, то да, можно было округлить до 4 млрд показатель товарооборота за январь-август. Это в пределах допустимой погрешности. Тут Пашинян скорее прав, чем не прав. Но в октябре оперировать данными за январь-август, мягко говоря, не корректно. Можно было воспользоваться более свежими данными, это подчеркнуло бы, что Пашинян в теме. Кроме того, если бы к «округленным» 500 миллионам прибавить еще данные за сентябрь, то, очевидно, что общая цифра перевалила бы за 5 млрд. Тут отметим, что, например, только за один месяц (август) товарооборот между Арменией и Россией вырос на 518 млн долларов.

Как бы то ни было, но вся эта история никак не тянет на разногласия между Путиным и Пашиняном. Да и тема роста и снижения армяно-российского товарооборота требует обязательного учета такого фактора, как реэкспорт. И если уж оценивать реальную картину торгового взаимодействия между странами, то, пожалуй, более уместно использовать показатели за предреэкспортный период, то есть до начала российско-украинского военного конфликта (в феврале 2022-го) и беспрецедентного количества санкций, введенных коллективным Западом против России. Так вот, например, в 2021 году товарооборот между РА и РФ составил 2 млрд 629 млн долларов. Да, скорее всего без фактора реэкспорта этот показатель вырос бы прошедшие несколько лет. Но явно не в разы, как это произошло благодаря именно и только реэкспорту.

Впрочем, вернемся к самому началу. А именно, к посту министра экономики в Facebook. Вообще, странно, что он вовлекся в спор, возникший на пустом месте. Но заслуживает особого внимания не то, что он вовлекся, а то, как он это сделал. Папоян пишет, что «премьер-министр Никол Пашинян обнародовал данные, опубликованные статистическим комитетом РА, и, следовательно, они абсолютно правильные». Если бы это сказал какой-то другой представитель команды власти, то еще можно было бы понять его старания защитить начальника. Однако «абсолютно правильными» считает данные статистического комитета чиновник, который всего несколько месяцев назад открыто, публично оспаривал достоверность информации, публикуемой тем же статистическим комитетом. В конце прошлого года в одном из интервью министр усомнился в данных, представленных статкомитетом, и заявил, что за последние 20 лет в стране изменилось все, кроме методологии подсчета отечественного статкомитета. По его словам, сбор данных осуществляется на любительском уровне. «Единственное, что изменилось в ведомстве, так это появление новых компьютеров вместо запыленных папок», — заметил тогда министр. А теперь тот же министр считает, что данные статкомитета «абсолютно верны».

Получается, что устаревшая методология и любительский уровень сбора данных дают абсолютно верный результат. Особенно тогда, когда очень хочется защитить начальника…