Логотип

АЗЕРБАЙДЖАН СОВСЕМ ОБНАГЛЕЕТ ПОСЛЕ ОТКАЗА ЕС ОТ РОССИЙСКОГО ГАЗА

В понедельник Совет ЕС официально согласовал правила, предусматривающие полный отказ от импорта российского газа в страны Евросоюза. «27 государств-членов ЕС официально одобрили правила по отказу от импорта российского трубопроводного газа и сжиженного природного газа (СПГ)», — говорится в заявлении пресс-службы Совета ЕС.

Полный запрет на импорт российского СПГ вступит в силу с начала 2027 года, на трубопроводный газ — с осени того же года. «Мы избавляемся от пагубной зависимости от российского газа и делаем важный шаг в духе солидарности и сотрудничества к созданию автономного энергетического союза», — заявил Михалис Дамианос, министр энергетики Кипра, ныне председательствующий в Совете ЕС.

ИНТЕРЕСНО, ЧТО НОВЫЕ ПРАВИЛА ПРЕДУСМАТРИВАЮТ ПОИСТИНЕ ЗВЕРСКИЕ ШТРАФЫ ЗА НАРУШЕНИЯ. Перед разрешением на ввоз газа в ЕС государства-члены обязаны проверять страну происхождения. Несоблюдение может обернуться штрафами: не менее 2,5 млн евро для физических лиц, не менее 40 млн евро для компаний, либо до 3,5% от мирового годового оборота компании, или 300% от предполагаемого оборота по нарушенным сделкам. Когда ЕС хочет, санкции (в виде таких штрафов) вводятся быстро и жёстко. Когда не хочет, обсуждения могут тянуться бесконечно. Как, например, в случае с возможными санкциями против Азербайджана за блокаду, деарменизацию Арцаха, удержание армянских заложников и другие вопиющие преступления.

Но вернёмся к энергетике. Даже без специальных знаний очевидно: полный отказ Европы от российского газа резко повысит роль Азербайджана как «надёжного энергетического партнёра» ЕС. Конечно, Баку не заменит ни Норвегию, ни США, но уже пообещал удвоить экспорт газа в Европу до 20 млрд куб. м в год к 2027-му. С января 2026 года азербайджанский газ начал поступать в Германию и Австрию. Общее число европейских стран-импортёров азербайджанского газа достигло десяти: Италия, Греция, Болгария, Венгрия, Румыния, Сербия, Хорватия, Словения и теперь ещё Германия с Австрией.

Даже при удвоении поставок Азербайджан сможет покрыть лишь около 5–7% текущих потребностей ЕС в газе. Но его роль существенно возрастёт именно для энергетической безопасности отдельных стран — особенно Италии, Болгарии, Венгрии, а теперь и Германии с Австрией.

Что это значит для Армении? В условиях полного отказа ЕС от российского газа Европа неизбежно станет сильнее зависеть от Азербайджана. А Баку получит мощнейший рычаг давления на ЕС по всем армянским вопросам. Если раньше Европа хотя бы иногда осуждала изгнание армян из Арцаха, удержание военнопленных, грозила (пусть и на бумаге) санкциями Алиеву, то теперь скорее всего будет смотреть на всё это сквозь пальцы.

Станет ли ЕС закрывать глаза на действия Баку из-за газовой зависимости? Евросоюз внутренне расколот в подходе к Азербайджану. Европарламент занимает более жёсткую, в целом проармянскую позицию: в марте и декабре 2025 года он принимал резолюции, осуждающие «незаконное удержание армянских пленных» и политические репрессии в Азербайджане, призывал приостановить энергетический меморандум с Баку и ввести персональные санкции. Однако Еврокомиссия в лице Урсулы фон дер Ляйен упорно продолжает называть Азербайджан «надёжным партнёром». Для Брюсселя главный приоритет — не допустить возвращения зависимости от российского газа, а всё остальное отходит на второй план.

СЕГОДНЯ АЗЕРБАЙДЖАН ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПОРЯДКА 4-5% ОБЩЕГО ИМПОРТА ГАЗА В ЕС, но его влияние огромно на уровне отдельных стран: Болгария получает от Баку до 40% своего газа, Италия и Греция — около 15%. Это создаёт идеальные условия для шантажа. Страны Южной и Центральной Европы могут блокировать любые серьёзные санкции против Азербайджана (которые требуют единогласия в ЕС), опасаясь за свою энергобезопасность.

Правозащитники и критики прямо обвиняют ЕС в том, что Баку использует «газовую дипломатию», чтобы заглушить любую критику по Арцаху, по оккупации Азербайджаном части суверенной территории Армении, и т.д. Теперь, после решения ЕС полностью отказаться от российского газа, Азербайджан обнаглеет ещё больше.

Алиев давно мечтает избавиться от наблюдательской миссии ЕС в Армении (EUMA). И это один из ключевых пунктов, по которым он будет давить на Брюссель, шантажируя газом. Глава миссии Маркус Риттер уже заявил, что EUMA будет выведена после подписания «мирного договора» с Азербайджаном. Хотя миссия особо ничего не делала — только патрулировала с биноклями, даже этот символический «глаз» на границе исчезнет.

В условиях отдаления от России, возможного выхода из ОДКБ и вывода российской военной базы Армения остаётся практически один на один с угрозами со стороны азербайджано-турецкого тандема. При этом Запад не предоставляет никаких реальных гарантий безопасности. Ни Европа, ни США не готовы давать Еревану военные гарантии. В случае новой агрессии Запад как всегда ограничится «глубокой озабоченностью», да призывами к сдержанности. Турция — член НАТО и ближайший союзник Азербайджана, надо быть до крайности наивным, чтобы верить, что США и ЕС пойдут на конфликт с Анкарой ради Армении. А для Германии, Италии и прочих стабильность отопительного сезона явно важнее, чем статус того или иного участка границы в Сюнике.

Сегодня мы находимся в зоне экстремального риска. А «стратегия» пашиняновской власти сводится к попытке «выиграть время» и надежде, что Запад поможет. Однако реальность такова, какова она есть: западные «штыки» не заменят российские, а отказ Европы от российского газа делает Баку для Брюсселя «слишком важным, чтобы его наказывать». Без России у Армении нет военного зонтика, без миссии ЕС — даже символического «бинокля» на границе. Без сильных гарантий от Запада (в частности, от США или Франции, которых нет) остаются только аппетиты Алиева и Эрдогана.

Команда Пашиняна подаёт это как «многополярность» и «мир». На деле же это стратегическое одиночество Армении. Как думаете, когда Алиев в очередной раз предъявит ультиматум в духе «теперь отдайте ещё и это» — Европа промолчит? Скорее всего, да. Потому что газ уже течёт по трубам.