Логотип

АРМЕНИЯ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ МЕГАПРОЕКТЫ

Окончание. Начало здесь.

Включение Армении в мегапроекты – главная задача будущих национальных властей

Сегодня все маршруты Среднего коридора мегапроекта «Один пояс — Один путь» проходят через Азербайджан и Грузию, что, естественно, предоставляет этим странам привилегированное значение. Но, как отмечает член исполнительного органа РПА Гагик Минасян, одновременно создает риски для реализации проекта.

УЖЕ СЕГОДНЯ, ПРОДОЛЖИЛ ОН, СТАНОВИТСЯ ОЧЕВИДНЫМ, ЧТО АЗЕРБАЙДЖАН И ТУРЦИЯ ПОЛУЧАТ ПРЯМУЮ СВЯЗЬ ДРУГ С ДРУГОМ — через Мегри и, возможно, также через Иджеван. В результате Армения выйдет из транспортной изоляции, тогда как Грузия утратит свое прежнее привилегированное положение. При вводе же в эксплуатацию Южного коридора мегапроекта «Один пояс — Один путь» Азербайджан уже не будет иметь привилегированного статуса для мегапроекта, но сохранит его в рамках Среднего коридора.

«20 лет назад, в 2005 году, когда я возглавлял Комитет ПАЧЭС по экономическим, технологическим и экологическим вопросам, в нашем комитете обсуждался вопрос «Развитие транспортной инфраструктуры в Черноморском регионе». В то время азербайджанская и турецкая делегации настойчиво предлагали проголосовать за строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс в рамках программы TRACECA. Я же настаивал на возобновлении сообщений по существующей железной дороге Карс-Гюмри-Тбилиси-Баку», — вспоминает член РПА.

После длительных дискуссий комитет постановил, что возобновление железнодорожной линии Карс-Гюмри-Тбилиси-Баку может стать крупным проектом в железнодорожной сфере и одним из коридоров TRACECA. В ноябре 2005 года аналогичное решение принял и ПАЧЭС.

«К сожалению, реальность сложилась иначе. Грузинская сторона согласилась с азербайджано-турецкими предложениями и вопреки решению ПАЧЭС была построена железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, сохранив тем самым изоляцию Армении», — констатировал эксперт.

Среднему коридору нужна альтернатива

Наряду со Средним коридором, важную роль в архитектуре мегапроекта «Один пояс — один путь» играет и Южный коридор. Он проходит по маршруту Китай — Центральная Азия — Иран, а далее либо через Турцию в Европу, либо по маршруту Армения-Грузия-Черное море-Европа.

С НАЧАЛА ТЕКУЩЕГО ГОДА УЖЕ ФУНКЦИОНИРУЕТ ВАЖНЫЙ УЧАСТОК ЮЖНОГО КОРИДОРА Китай-Кыргызстан-Узбекистан-Туркменистан-Иран, а также ведется разработка маршрута Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран. Это свидетельствует о возрастающей роли иранского направления Южного коридора в общей логистике проекта.

«Исключение маршрута Иран-Армения-Грузия-Черное море-Европа приведет к тому, что все потоки Южного коридора будут проходить через Турцию, так же как все маршруты Среднего коридора сегодня проходят через Азербайджан. С учетом тесной координации действий Турции и Азербайджана такая конфигурация создает дополнительные риски для мегапроекта «Один пояс — один путь», — полагает Г.Минасян, добавляя, что именно поэтому маршрут Иран-Армения-Грузия-Черное море-Европа имеет ключевое значение для диверсификации и устойчивости мегароекта.

Наш собеседник уверен: одной из главных задач будущих национальных властей Армении должно стать включение Армении в мегапроекты «Север-Юг», «Индия-Европа» и «Один пояс — один путь».

«Включение нашей страны в крупнейшие мировые мегапроекты — это создание возможностей для развития экономики, укрепления международного статуса и долгосрочной безопасности страны», — уверен наш собеседник.

С учетом сроков, необходимых для реализации, эти четыре проекта не будут введены в эксплуатацию одновременно. Каждый поэтапно реализованный проект будет увеличивать вклад Армении в эффективность мегапроектов, открывая для государства новые возможности.

Отвечая на вопрос, какие задачи необходимо решить в Армении, чтобы стать частью этих мегапроектов, он отметил, что транспортные коридоры, создаваемые в рамках подобных мегапроектов, рассчитаны на десятилетия эксплуатации. За это время в странах, по территории которых проходят эти маршруты, могут возникать различные проблемы — в сфере безопасности, политики и экономики. Трудности возможны как внутри этих государств, так и в их отношениях с ключевыми бенефициарами проектов.

Для минимизации влияния подобных рисков, а также с целью сдерживания «аппетитов» транзитных стран, мегапроекты реализуются по принципу взаимозаменяемых маршрутов, проходящих через разные государства. Так, мегапроект «Север-Юг» предусматривает четыре варианта соединения России с Ираном: через Казахстан и Туркменистан, через Каспийское море, через Азербайджан, через Грузию и Армению.

СТРАНЫ, СТРЕМЯЩИЕСЯ СТАТЬ ЧАСТЬЮ МЕГАПРОЕКТОВ, ПРОВОДЯТ МАСШТАБНЫЕ РАБОТЫ по модернизации своей инфраструктуры. В частности, в рамках автомобильной составляющей мегапроекта «Север-Юг» Грузия с 2021 года реализует проект строительства автомагистрали Квешети-Коби протяженностью 23 км стоимостью 450 млн долларов. Дорога включает 11,5 км тоннелей (5 тоннелей) и 1,6 км мостов (5 мостов). Завершение строительства запланировано на 2027 год.

Четыре представленных проекта, подлежащие реализации в Армении, по своей сложности существенно превосходят проект Квешети-Коби. Однако именно их реализация позволит нашей стране стать частью указанных мегапроектов.

«Также необходимо восстановить и укрепить стратегические партнерские отношения с Россией, Ираном, Грузией, Китаем и Индией, а также выстроить достойные и прагматичные отношения с Азербайджаном и Турцией», — перечислил ключевые факторы Г.Минасян, добавив, впереди сложная и ответственная работа, результатом которой через десять лет станет Армения — государство с гораздо более широкими возможностями в сферах экономики, политики и безопасности.