Пашинян говорит об «эпохе мира» и пытается вывести безопасность за рамки военной сферы, Алиев же, напротив, превращает свои военно-политические ресурсы в единственный фактор безопасности, написал на своей странице в ФБ член Совета РПА Армен Овасапян.
Публикацию полностью приводим ниже.
«ГЛАВНЫМ НАРРАТИВОМ АРМЯНСКОГО ДИСКУРСА ПОСЛЕДНИХ ПОЛУТОРА ЛЕТ ЯВЛЯЕТСЯ осуществляемый Пашиняном «мирный» процесс. Он делает все, чтобы доказать обществу, что «сегодня в Армении воцарился мир». Параллельно с этим «партнер Никола по мирному процессу» из Баку заявляет, что «Азербайджан должен быть бдительным, и мы должны быть готовы к войне в любой момент».
Кроме того, Никол заявляет, что военные расходы Армении в следующем году не увеличатся, тогда как Алиев увеличивает их с широким размахом. Более того, один из главных акцентируемых нарративов Никола – «пока мы под безопасностью подразумеваем армию, это свидетельствует о том, что мы не знаем, что такое безопасность», на что Алиев отвечает, что «гарантом нашей безопасности является армия Азербайджана».
По сути, заявления Пашиняна и Алиева отражают не только разные мировоззрения, но и глубинный контраст представлений о безопасности. Никол утверждает, что «пока мы, говоря безопасность, понимаем только армию, это свидетельствует о нашем незнании». Эта мысль, на первый взгляд кажется современной, даже «европейским» подходом: безопасность следует рассматривать не в чисто военной плоскости, а как комплексную систему, где задействованы институты, экономика, социальная солидарность, образование и дипломатия.
Однако на самом деле эта мысль Пашиняна – скорее риторический трюк, чем политическая концепция: она не исходит из стоящих перед Арменией реальных опасностей, и в конечном итоге превращается в очередной мыльный пузырь. Когда он трубит о том, что «наступила эра мира», что «Армения никогда не была столь суверенной и независимой», эти утверждения, не имея под собой реальной политической основы, больше походят на самообман, потому что для многослойной модели безопасности необходимо сначала обеспечить ее самый фундаментальный компонент – военную безопасность. Это аксиома, поскольку без этого фундаментального компонента – военной безопасности – все остальные слои просто повисают в воздухе.
Тезис Алиева исходит из совершенно противоположной логики. Он заявляет, что единственным гарантом безопасности Азербайджана является его армия. Это упрощенное и однобокое восприятие, но в региональных условиях оно наиболее действенное и осуществимое. Алиев посылает своему обществу и внешнему миру сигнал о том, что сила определяет язык отношений, и именно с помощью силы Баку достигает своих целей. Этот подход укрепляет не только военную политику Азербайджана, но и государственную систему, где верховенство армии служит как основа легитимности.
Таким образом, возникает опасная асимметрия, скажу больше: эти два тезиса свидетельствуют о том, что Ереван и Баку действуют на разных «языках безопасности».
Пашинян говорит об «эпохе мира» и пытается вывести безопасность за рамки военной сферы, но не имеет средств, которые могут материализовать эту идею. Алиев же, напротив, превращает свои военно-политические ресурсы в единственный фактор безопасности, тем самым укрепляя свои позиции как внутри страны, так и за ее пределами. В результате получается, что одна сторона занята пустыми разговорами, раздуванием пузырей, а другая – фактической силовой политикой. В условиях этого противостояния становится ясно, какой подход более реалистичен, а какой обречен на износ», – написал Армен Овасапян.