Логотип

«АРХИТЕКТУРА – ЭТО НЕ ПРОФЕССИЯ, А ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ»

Так говорил крупнейший архитектор современности Ле Корбюзье. Это не просто образное выражение, а характеристика тех, кто в веках стремились превратить человеческие жилища в палаты, храмы, используя и развивая опыт предыдущих поколений. К их числу принадлежит народный архитектор СССР Джим Петросович Торосян.

О его творчестве написано немало. В этом ряду и работа сотрудницы НИ Центра историко-культурного наследия МОНКС, члена Палаты архитекторов РА Звард ПЕТРОСЯН под названием «Архитектор Джим Торосян». В небольшой по объему брошюре 2 статьи, представляющие некоторые биографические сведения и творческий путь мастера.

АВТОР ПРЕЖДЕ ВСЕГО С БЛАГОДАРНОСТЬЮ ВСПОМИНАЕТ СВОИ СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ, когда она вместе с однокурсниками приходила в мастерскую Торосяна на Московян, 8, где он творил в 1964-2014 годах. Торосян рассказывал молодежи об итальянском Возрождении, барокко, их влиянии на последующие этапы развития архитектуры. Здесь студенты видели проекты ряда произведений, которые еще ждали своего часа. В общении с Джимом Петросовичем ученики убедились, что он был не только архитектором, но и художником, знатоком музыки, литературы. Педагогом, помогающим начинающим найти свое место в профессии.

Торосян окончил ЕрПИ в 1949 году, аспирантуру Академии архитектуры СССР в Москве в 1954-м, получив степень кандидата архитектуры. Его руководителем был выдающийся архитектор Каро Алабян. В 1957 году Торосян поступил в Союз архитекторов СССР.

Первой работой, принесшей известность, стал Павильон промышленности на ВДНХ в Ереване (1960 г., с участием архитектора А. Геворкяна и конструктора Р. Манукяна). Он удостоился первого места на Всесоюзном смотре проектов молодых архитекторов. Вскоре внимание общественности привлек обелиск к 1600-летию Месропа Маштоца, возведенный в 1962 году в селе Ошакан. Выполнен в виде двух страниц раскрытой книги. На одной — буквы армянского алфавита, на другой — слова П. Севака о том, что сделал Маштоц для армян.

К тому времени Д. Торосян отличился также проектом памятника бойцам 89-й Армянской Таманской дивизии в Севастополе. Здесь в двух братских могилах в районе Балаклавского шоссе похоронены более 500 армян. Скульптор Ара Арутюнян в нижней части обелиска из серого гранита сотворил женщину с факелом, скорбящую о героях.

Следуя по пути замечательных предшественников (Александр Таманян, Никогайос Буниатян, Ованес Маргарян, Рафаел Исраелян, Самвел Сафарян и другие), Д. Торосян обогатил армянскую архитектуру новыми работами, украсившими Ереван и другие города Армении. З. Петросян, используя различные источники, кратко представляет наследие подвижника, перечисляет многочисленные титулы, награды, напоминает, что Торосян 10 лет (1972-1982) был главным архитектором столицы. Особое место автор уделяет градостроительному комплексу «Армения» (Каскад), зданию мэрии Еревана и станции «Площадь Республики» метрополитена.

Идея Каскада была выдвинута еще Александром Таманяном, предлагавшим соединить центр столицы с северной частью. Этот замысел воплотил в жизнь Торосян. 572 ступени Каскада помогают одолеть 450 метров, подняться вверх, откуда Арарат — как на ладони… В реализации проекта принял активное участие американский предприниматель и меценат Джерард Гафесчян. В галереях, залах, на открытом пространстве — синтез разных видов искусств: скульптуры, барельефы, панно. Это работы и отечественных мастеров, и экспонаты из коллекции Гафесчяна. Всего не опишешь, надо увидеть своими глазами. Каскад занимает важное место в туристических маршрутах столицы.

СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОГО ЗДАНИЯ МЭРИИ (АРХИТЕКТОРЫ Д. ТОРОСЯН, РОЛАНД МАРТИРОСЯН, КОНСТРУКТОР ЭНЗЕЛ АКОПЯН) началось еще в 1984 году. Потом по понятным причинам приостановили. Завершили в 2004-м. Фасад мэрии украшают 12 колонн с названиями 12 столиц Армении, а на первом этаже размещен и Музей Еревана, основанный в 1931 году и насчитывающий 80 тысяч экспонатов.

Сооружения Джима Торосяна есть и в других городах республики. Перечислим некоторые. В Эчмиадзине построен открытый алтарь Св. Трдата и церковь Святых архангелов. У алтаря проводятся торжественные церемонии, в частности, мироварение. Много сил отдал архитектор проектированию центральной площади Спитака. «Эта площадь сроднила меня со спитакцами, — вспоминал Торосян, — стала шагом от трагедии землетрясения к новой жизни».

Примером успешного сотрудничества со скульпторами являются такие творения, как памятник А. Мясникяну (скульптор Ара Шираз), В. Сарояну (А. Шираз, в парке Комитаса) и Е. Чаренцу (Никогайос Никогосян). За памятник Аветику Исаакяну в Гюмри Н. Никогосян и Д. Торосян в 1977 были удостоены Госпремии СССР.

НАВЕРНОЕ НЕ ВСЕ, ПРОЕЗЖАЯ МИМО ИНСТИТУТА КАРДИОЛОГИИ И СЕРДЕЧНОЙ ХИРУРГИИ В ЗЕЙТУНЕ, знают, что его тоже спроектировал вместе с Левоном Элояном Джим Петросович, лауреат двух Госпремий Армении, кавалер ордена «Святые Саак и Месроп» ААЦ и других орденов и наград.

Не все проекты Торосяна были реализованы. К ним относятся новое здание театра  имени Станиславского, цирк. Эскизы  хранятся в Музее-институте им. А. Таманяна.

…В наследии Торосяна привлекает внимание «Орел Васпуракана» — однокрылый памятник на Аштаракском шоссе. Он посвящен героической самообороне Вана в 1915 году. Строить начали в 1970-м, а завершили в 1979-м. Дело не в сложности строительства, а, скорее всего, в политике. Тема Геноцида с трудом пробивала дорогу. З. Петросян напоминает об одном из интервью автора «Орла». В нем на вопрос о том, что еще мастер не спроектировал и есть ли мечта, Торосян печально заметил: «Хотел бы построить церковь в Ване».

Материалы брошюры «Архитектор Джим Торосян» помогут ознакомиться с творчеством одного из наследников традиций армянской архитектуры. 18 апреля 1926 года исполняется 100 лет со дня его рождения.