Логотип

А КАК ЖЕ С ИСКАЖЕНИЕМ ИСТОРИИ?      

Между Россией и Азербайджаном не было кризиса межгосударственных отношений, это был «кризис эмоций», заявил президент России Владимир Путин журналистам в Душанбе, передает РБК. «Вы знаете, я бы даже не говорил, что у нас был какой-то кризис межгосударственных отношений. Почему? Если бы это был кризис межгосударственных отношений, то тогда у нас не было бы роста торгово-экономических связей», — сказал он.

Путин добавил, что «значительный рост» этих связей продолжился. «Какой же это кризис межгосударственных отношений? Я бы сказал, что это скорее всего такой кризис эмоций был. Ну и понятно, почему. Потому что мы столкнулись с очень тяжелым событием, трагическим событием — гибелью самолета, пассажиров его. Поэтому надо было спокойно разобраться. Нам нужно было время», — отметил президент.

НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: СУДЯ ПО ВСЕМУ, ЭМОЦИИ, О КОТОРЫХ ГОВОРИТ ПРЕЗИДЕНТ РФ, УЛЕГЛИСЬ. Хотя далеко не факт, что надолго. Впрочем, оценка текущих и перспективных отношений между Баку и Москвой – дело Баку и Москвы. Путину и Алиеву виднее, преодолен ли окончательно «эмоциональный кризис». Но в этой истории многомесячной российско-азербайджанской напряженности есть эпизод, который касается не только этих двух стран. И тут вряд ли можно, как говорится, считать инцидент исчерпанным. Да и вообще, речь не о локальном инциденте.

Чуть более месяца назад, в разгар российско-азербайджанского «эмоционального кризиса» президент Азербайджана в интервью Al Arabiya заявил, что вхождение Азербайджана в состав СССР произошло в результате вторжения и оккупации. «Мы создали свое государство, но большевики отняли его у нас. В апреле 1920 года русская армия вторглась в Азербайджан и оккупировала его. В ноябре 1920 года, всего через несколько месяцев после этого, правительство Советской России приняло решение отобрать у Азербайджана Зангезур — то, что мы называем Западным Зангезуром, — и передать его Армении. Так Азербайджан оказался разделен на две части: материковую часть и Нахичевань, между которыми находился Западный Зангезур», — заявил Алиев.

Разумеется, эти слова азербайджанского лидера с недоумением и негодованием были встречены в России и на официальном уровне, и на уровне экспертного сообщества. И это понятно: современная Российская Федерация является правопреемницей СССР и гордится этим. Так что Алиев бросил камень в огород Москвы и как столицы бывшего Союза, и как столицы Российской Федерации. Многие вполне справедливо припомнили Алиеву, что он сам получил образование при якобы «оккупационном» советском режиме, а его отец – Гейдар Алиев занимал ключевые посты в структуре власти этого самого режима. В общем уличили Ильхама в черной неблагодарности и попытке переписать историю на свой вкус. В общем дали вполне объективную оценку поведению азербайджанского президента.

И вот теперь, когда отношения между Баку и Москвой вроде бы теплеют, возникает резонный вопрос: а не смущает ли сейчас российскую сторону алиевская  ложная интерпретация исторических фактов? И это вопрос, касающийся не только Алиева и Путина, не только азербайджанцев и россиян, не только всех, кому дорога память о советском прошлом. Этот вопрос непосредственно касается и нас, граждан Армении, потому как Алиев в упомянутом интервью в очередной раз выдвинул претензии на армянский Сюник. Так что инцидент для кого-то может и исчерпан, но осадок остался.

Конечно, по логике вещей на интервью Алиева с откровенным и бесцеремонным искажением истории одним из первых должен был отреагировать Ереван. Но нынешняя армянская власть живет в другой – аномальной — логике, в которой уступки Азербайджану играют ключевую роль, и в ней (в логике) просто нет места даже попыткам в чем-то возразить Баку.