В первом звуковом фильме Чарли Чаплина, снятом в 1940 году, есть сцена, где человек с жидким зачесом и усиками щеточкой, упиваясь собственной властью, жонглирует надувным глобусом. После выхода фильма в прокат великий комик стал для Гитлера врагом номер один, а сама картина была запрещена во всех странах — сателлитах Германии.
СТРАННАЯ, НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД, ПАРАЛЛЕЛЬ, но именно эта сцена из фильма «Великий диктатор» всплывает в голове, когда наблюдаешь за тем, как у нас личность с жидким зачесом и бородкой, упиваясь собственной властью, жонглирует картой Армении, пытаясь изменить в свою пользу результаты выборов в органы местного самоуправления.
Как известно, по результатам выборов 5 декабря «Гражданский договор» только в 15 из 36 общин может самостоятельно, не входя в коалицию с кем-либо, сформировать местную власть. В остальных 21 общинах оппозиционные и не провластные силы одни или в союзе имеют возможность взять власть в свои руки. А подобное положение дел Пашиняна никак не устраивает. Он уже освоился в роли «великого диктатора», вошел во вкус, окончательно перестал стесняться и жаждет абсолютной власти над всеми и всем.
Политическое поле, да и страна в целом, должны полностью соответствовать представлениям Никола, радовать взор, напоминать, образно говоря, французский парк с уходящими вдаль шпалерами, геометрически правильными клумбами, идеально подстриженными деревьями и ровными газонами, по которым гуляют павлины из «Гражданского договора».
На республиканском уровне создание «французского парка» продвигается довольно успешно. Все под полным контролем, а преданность обитателей просто зашкаливает. Если Пашинян перейдет, например, в индуизм, это сразу же спровоцирует массовое заполнение мусорных корзин в правительственных учреждениях нательными крестиками. А депутаты «ГД » ринутся в швейцарские и израильские клиники приращивать себе небольшие хоботы, чтобы добиться сходства со слонолицым Ганешем, самым популярным божеством индуистского пантеона.
Но есть люди, для которых имеющейся у них власти всегда мало. Они без каждодневного опьянения властью просто не могут жить, в известном смысле напоминая крысу, бесконечно нажимающую на рычаг, активизирующий электрод у нее в мозгу. Электрод раздражает «центр наслаждения», а ей хоть трава не расти: она умирает от истощения за две недели, но за эти две недели чувствует себя много счастливей всех нормальных крыс.
Обратимся, однако, к ситуации, сложившейся в ряде общин после выборов 5 декабря. В Ванадзоре, как известно, победил возглавляемый бывшим мэром блок «Мамикон Асланян», набрав 38,7% голосов избирателей. У «ГД » — 25,06%, на третьем месте Трудовая социалистическая партия с 14,58 процентами. Оппозиционерам в Ванадзоре удалось договориться о формировании коалиции, и 17 декабря Совет старейшин должен был избрать Мамикона Асланяна на пост мэра города.
НО 15 ДЕКАБРЯ ЕГО ВДРУГ ЗАКЛЮЧИЛИ ПОД СТРАЖУ, предъявив обвинения в злоупотреблении служебными полномочиями, превышении полномочий и должностном подлоге. Пытливое следствие и всепроникающее обвинение могут называть какие угодно статьи УК, но ведь всем очевидно: Мамикона Асланяна арестовали, чтобы он не стал мэром. И совершенно прав лидер «Свободных демократов» Хачатур Кокобелян, заявивший: «Я считаю, что Мамикона Асланяна взяли в плен, он заложник».
Кстати, для того, чтобы не допустить избрания Мамикона Асланяна мэром на заседании Совета старейшин 17 декабря, властями был разработан и «запасной план». Партия «Светлая Армения», так и не преодолевшая в Ванадзоре проходной барьер, опротестовала результаты выборов. Это означает, что заседание Совета старейшин все равно отложили бы до рассмотрения дела в ЦИК. А Эдмон Марукян еще обижается, когда его обвиняют в подыгрывании властям. Что это, если не подыгрыш?
Однако Мамикон Асланян не единственный арестованный победитель выборов 5 декабря. 9 декабря в Варденисе оппозиционные блоки «Агарон Хачатрян» и «Объединенный Варденис», возглавляемый бывшим мэром города Арамом Арутюняном, заявили о создании коалиции, и стало ясно, что кандидат «ГД» не сможет возглавить общину. И что сделала власть? Тут же был арестован и заключен под стражу Арам Арутюнян (сегодня он находится в «Нубарашене»), а у Агарона Хачатряна начались обыски.
Заключен под стражу и Арутюн Манучарян, который в Берде не согласился войти в союз с «Гражданским договором», чтобы обеспечить власти необходимые 50+1 голосов.
Однако арсенал Пашиняна только арестами не исчерпывается. В укрупненной общине Веди Араратского марза, где кандидат власти — известный специалист по разведению крокодилов Гарик Саркисян 5 декабря потерпел поражение, будут проведены новые выборы. Такое решение приняла территориальная избирательная комиссия на основании заявлений всех кандидатов от партий «ГД» (39% голосов) и «Республика» (16,8%) о сложении мандатов. Конечно, две названные силы могли объединиться и обойти победителя — партию «Моя сильная община», возглавляемую Спартаком Тартикяном, но что-то не сработало. Уперся, первый номер списка «Республики» Гарик Акопян, который еще до выборов поклялся не вступать в коалицию с кем-либо.
Новые выборы будут проведены и в общине Амасия, где все кандидаты в Совет старейшин от «ГД» (партия набрала 38,84% голосов) подали заявления о самоотводе. Дело в том, что блок «Амасия Арпи» (38,27%) и РПА (22,89%), которые отказались составить с правящей силой коалицию, могли объединиться и выбрать мэра из собственных рядов.
В ряде других общин (например, в Талине), где у «ГД» нет необходимого количества голосов, чтобы без формирования коалиции взять власть в свои руки, на преодолевших проходной барьер оказывается сильнейшее давление как со стороны областных администраций и правоохранителей, так и криминальных элементов. Конечно, есть общины, где власть ничего не добьется (например, Горис, Капан и некоторые другие), но не приходится сомневаться, что в большинстве случаев «усилия» принесут плоды.
И здесь возникает вполне логический, на наш взгляд, вопрос. Если власть в одних случаях просто арестовывает неугодных победителей, в других случаях, не добившись желаемого, назначает новые выборы, в третьих случаях силой заставляет преодолевших проходной барьер войти с ней в союзы, то зачем вообще проводить выборы? Только для того, чтобы легитимировать на местах власть?
Но подобные выборы можно сравнить с заплывом в бассейне. Вот «ГД» — у него сила, неограниченные возможности. На соседние дорожки посматривает свысока, насколько это возможно в воде. Рядом, подобно броненосцу, рассекает воображаемые волны «Республика» Арама Завеновича. Делает вид, что покоряет океан. Доплыв до бортика, переворачивается и плывет обратно в той же манере. «Светлая Армения» машет руками одинаково в любую погоду, в открытом и закрытом бассейне, в реке, в пруду. А вдоль бортика прохаживается Арман Бабаджанян в сногсшибательных импортных плавках. Но в воду не лезет — не умеет плавать. Иногда неожиданно для всех с разбегу солдатиком сигает в воду «Либеральная партия» Самвела Бабаяна, обдавая всех брызгами…
В этой довольно разнообразной картине смущает только одна деталь. Зрителя не будет. Уйдет. И будет власть одна сидеть в навозе и нюхать розу. А Пашинян, думаю, все-таки рано так радуется. Как сказал Софоли, нужно подождать до вечера, чтобы понять, каким чудесным был день.
