Логотип

БЕЗ ЗНАКА ВОПРОСА: ЕСЛИ ЗАВТРА ТУРКИ УНИЧТОЖАТ ГАНДЗАСАР, ВЛАСТИ АРМЕНИИ ПРОМОЛЧАТ

Культурное наследие Палестины для МИД РА куда дороже наследия армянского Арцаха

По состоянию на 15 июля власти Азербайджана уничтожили все 25 памятников и бюстов оккупированного Степанакерта, установленных в честь выдающихся личностей и на протяжении десятилетий формировавших культурный облик столицы. Об этом 14 августа сообщило Агентство по развитию культуры и туризма Арцаха, назвав этот многократный акт вандализма вызовом международному сообществу и властям Армении.

С ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА СТЕРТЫ ПАМЯТНИКИ ГЕРОЯМ ВОВ, в том числе маршалу Ованнесу Баграмяну, адмиралу Ованнесу Исакову, летчику Нельсону Степаняну, а также выдающимся деятелям истории и культуры, героям Национально-освободительного движения и защитникам Родины. В целом за период после катастрофы сентября 2023-го Азербайджан в Арцахе сравнял с землей четыре села, уничтожил несколько десятков памятников культуры, десятки церквей, более полусотни мемориальных комплексов, скульптур и хачкаров.

Официальный Ереван на сообщение о разрушении памятников Степанакерта, естественно, никак не отреагировал, как давно не реагирует ни на что, связанное с Арцахом. Само слово «Арцах», некогда бывшее для армянства символом свободы и героизма, если и упоминается нынешней властной сворой, то только в контексте отрицания, забвения, ненависти, обвинений (в адрес арцахских армян), угроз и шантажа.

Спустя 2 недели после этой тревожной новости, 30 июля, недоразумение (впрочем, вполне укладывающееся в кадровую политику властей) на посту замглавы МИД по фамилии Костанян выступило с пространной речью на международной конференции по мирному урегулированию палестинского вопроса и реализации принципа двух государств. И заявило о том, что «находящееся под угрозой исчезновения культурное наследие Палестины будет временно размещено в Матенадаране».

Разумеется, нет ничего плохого в том, чтобы временно принять в армянское хранилище древних рукописей культурное наследие какого-либо народа, тем более открыто подвергающегося геноциду на глазах «цивилизованного» мира. Но из уст представителя пашиняновского режима это прозвучало цинично, лицемерно и лживо.

Потому что было сказано на фоне последовательного варварского уничтожения Азербайджаном бесценного историко-культурного и духовного наследия армянского народа в Арцахе в условиях абсолютного безразличия со стороны того же МИД. Потому что о готовности принять находящееся под угрозой культурное наследие другого народа говорит представитель режима, отдавшего на растерзание известным своей ненавистью ко всему армянскому вандалам бесценное наследие собственного (?) народа, в том числе – шедевры, имеющие для нации колоссальное сакральное значение.

СИМВОЛЫ ДРЕВНЕЙШЕЙ ИСТОРИИ И ТВОРЕНИЯ НАРОДА, не только создавшего величайшую духовную культуру и памятники, но и на протяжении веков сохранившего их ценой неимоверных усилий. А теперь, в веке 21-м, власти «новой Армении» не просто подарили их варварам, но и публично предоставили последним индульгенцию на уничтожение и присвоение.

И если после 44-дневной войны и первые месяцы после сентябрьского Исхода они еще на каких-то площадках осмеливались пискнуть что-то о «миссии ЮНЕСКО» и необходимости сохранения историко-культурных и духовных ценностей оккупированного Арцаха, то в последнее время, с приближением «эпохи мира», не издают об этом ни звука.

Зато проявляют трогательную заботу о сохранении культурного наследия Палестины, и даже участвуют в показательных выступлениях на тему «реализации принципа двух государств». Но все это – не об армянском наследии и не о двух армянских государствах, Боже упаси!

Сейчас, когда Никол уже торжественно провозгласил наступление мира, нет никаких сомнений в том, что Азербайджан с новой яростью, с удвоенной ненавистью и особо дьявольским, садистским, животным наслаждением примется за ускоренное уничтожение любого армянского следа в оккупированном Арцахе.

Отлично зная, что за этим не последует ни наказания, но даже осуждения и порицания – так, пара публикаций в прессе и однодневные негодующие посты в соцсетях. Отлично зная, что все арцахские шедевры отданы ему на съедение, искажение, извращение и присвоение, и никаких судебных исков или жалоб в ту же ЮНЕСКО не последует. И что ни единого слова о необходимости сохранения богатейшего наследия армянского народа не просочилось под бдительным оком Никола ни в «вашингтонскую декларацию» со «свидетелем» Трампом, ни в текст «мирного договора».

ЗАТО НАСЛЕДИЕ ПАЛЕСТИНЫ ТЕПЕРЬ БУДЕТ ХРАНИТЬСЯ в стенах Матенадарана и в надлежащее время его вернут в целости и сохранности законному владельцу. Парадоксы «реальной Армении»? Нет – показуха и лицемерие выдающих себя за «благородных радетелей мировой культуры» плебеев, невежд и манкуртов, предавших и продавших собственную культуру и ценности, сохраненные ценой крови и страданий многих поколений.

И если завтра — не приведи Господь – появится сообщение о разрушении Амараса, Гандзасара или Дадиванка, ни один из этой своры не произнесет ни звука. Это их не касается, им глубоко безразлично, что случится с арцахским наследием, значение которого попросту недоступно их жалкому пониманию.

Но они все равно панически боятся одного лишь упоминания этих и всех остальных вершин духа и гения армянского народа. Как боятся и запрещают упоминания Арцаха в целом, как боятся и запрещают упоминания Шуши и Гадрута, Арарата и Ани, Вана и Муша, Мусалера и Сардарапата…

Для них весь этот необъятный и не имеющий ни цены, ни срока давности пласт армянской цивилизации смертельно опасен. Потому что и они, и их хозяева отлично понимают: забвения — не будет. Не может — быть.