Логотип

Бениамин МАТЕВОСЯН: ЭРДОГАН И АЛИЕВ ДЕЙСТВУЮТ ПО СХЕМЕ «ДОБРЫЙ» И «ЗЛОЙ» ПОЛИЦЕЙСКИЙ

Бениамин Матевосян

После заявлений президента Азербайджана об «отсутствии на картах Севана и наличии озера Гёйча» и о том, что «армянам не стоит бояться возвращения азербайджанцев», было логично ждать официальной реакции Еревана. Реакция последовала, и сюрприза не произошло — Никол Пашинян и Арарат Мирзоян уже два дня высказываются в рамках проходящей в Ереване международной конференции, однако в их реакции не просматривается иной стратегии ответа на звучащие из Баку заявления, кроме «непротивления злу насилием», что в контексте региональных процессов означает отсутствие сопротивления азербайджанским требованиям.

Пашинян, комментируя отношения с Азербайджаном накануне, предпочел проанализировать их социально-психологический аспект, а глава МИД РА Арарат Мирзоян накануне заявил, что диалог и отношения между Арменией и Турцией в некотором смысле являются зеркальным отражением ситуации с Азербайджаном, тем самым придав положительный оттенок отношениям с Турцией в противовес агрессивной риторике Баку. Но так ли это на самом деле? Риторика из Турции менее агрессивная?

Чтобы ответить на этот вопрос, следует чаще обращать внимание на турецких внутриполитических акторов, особенно тех, кто, имея статус всего-навсего депутатов турецкого парламента, удостаивается внимания не только государственных турецких СМИ, но и официальных приемов у главы МИД Азербайджана Джейхуна Байрамова.

Речь о такой фигуре как председатель турецкой партии Великого единства (Büyük Birlik Partisi), депутат парламента Турции Мустафа Дестиджи. Что говорит Дестиджи об армянах и Армении? Турецкий депутат отмечает, что «Зангезурский коридор» так же важен для Азербайджана, Турции и Армении, как для Соединенных Штатов, Китая и России. И Армения, которая поставила свою подпись под соглашением (речь о декларации 8 августа), должна выполнить его, в противном случае Турция и Азербайджан теперь имеют силу, чтобы найти другие решения, если Армения будет сопротивляться.
Турецкий националист также отмечает, что оба государства придерживаются положений «Шушинской декларации» на самом высоком уровне, что «красной линией» Турции в отношениях с Арменией является Азербайджан, что Армения сначала должна прийти к соглашению с Азербайджаном, а затем обратиться к Турции. Иными словами — Ереван должен выполнить все требования Азербайджана и только тогда может рассчитывать на нормализацию отношений с Анкарой.

Это прямо противоречит тем нарративам «мира», которые уже два дня транслируют Пашинян и Мирзоян, а также доказывает, что отношения с Турцией обусловлены уровнем отношений с Баку. Точнее — уровнем удовлетворенности Алиева отношениями с Ереваном.

Турция и Азербайджан, глядя в сторону Армении, не видят Севан, они не видят «четвертой республики», они видят «западный Азербайджан». Однако, ведя переговоры с Арменией, Алиев и Эрдоган применяют старый способ перекрестного допроса – «добрый» и «злой» полицейский. Где Алиев выступает с жесткими заявлениями, Эрдоган же на его фоне кажется «голубем мира», при этом такие персонажи, как Мустафа Дестиджи, демонстрируют глубинные настроения турецкой военно-политической элиты в отношении Армении и армян.

Alpha News