Логотип

Бениамин ПОГОСЯН: БЕЗ ТУРЦИИ НЕ ОБОШЛОСЬ, ИЛИ ЗАЧЕМ АРМЕНИИ ОТНОШЕНИЯ С ПАКИСТАНОМ

Установление дипломатических отношений между Арменией и Пакистаном стало поистине неожиданным событием. До этого момента Пакистан оставался единственной страной, не признававшей Армению, что напрямую было связано с армяно-азербайджанским конфликтом. На протяжении многих лет Исламабад последовательно поддерживал Баку. В этой связи закономерно возникает вопрос: какие факторы заставили обе стороны пересмотреть сложившуюся ситуацию?

По мнению политолога, эксперта центра APRI Armenia Бениамина Погосяна, потеря Арменией Нагорного Карабаха и его окончательный переход под контроль Азербайджана стали одной из ключевых причин изменения позиции Пакистана.

«В условиях, когда армянские власти, по всей видимости, намерены окончательно закрыть страницу Нагорного Карабаха и заявляют, что карабахское движение не должно продолжаться, Пакистан решил пойти на установление дипломатических отношений», — сказал эксперт в интервью Sputnik Армения.

Еще одним важным фактором стала роль Турции, а также армяно-турецкий и армяно-азербайджанский переговорные процессы. По словам Погосяна, сегодня в разных регионах мира формируются временные альянсы — так называемые минилатеральные группы. Это союзы ограниченного числа стран, которые придерживаются схожих позиций и взаимодействуют для решения конкретных задач или достижения общих целей. Одна из таких групп — ось Турция–Азербайджан–Пакистан. Она имеет давнюю историю и в последние годы заметно укрепляется, подтверждением чего стал майский саммит в Карабахе с участием лидеров трех стран.

Эксперт считает, что Турция заинтересована в том, чтобы Армения взаимодействовала с теми альянсами, где Анкара играет ведущую роль. В этом контексте установление дипломатических отношений между Ереваном и Исламабадом органично вписывается в общую картину. Не исключено, что Турция передала определенные сигналы как Пакистану, так и Армении.

Вместе с тем Погосян не ожидает скорого открытия посольств в Ереване и Исламабаде. По его мнению, вероятнее, что послы Пакистана или Армении в-третьих странах будут параллельно курировать двусторонние отношения. Далеко идущие шаги в обозримом будущем стороны вряд ли будут предпринимать.

Говоря о перспективах армяно-пакистанских отношений, эксперт подчеркнул, что нельзя не учитывать фактор Индии — главного геополитического противника Исламабада. В последние годы Индия стала крупнейшим военно-техническим партнером Армении. Ереван и Нью-Дели занимают схожие позиции по ряду международных вопросов. Армения поддержала позицию Индии по Джамму и Кашмиру, а во время эскалации в регионе в мае заявила о праве Индии защищаться от терроризма.

По словам Погосяна, Индия вряд ли положительно воспримет установление дипломатических отношений между Арменией и Пакистаном, однако серьезных проблем для Нью-Дели это не создаст. Причина в том, что ожидать прорывного сотрудничества между Ереваном и Исламабадом пока не приходится. Армения не та страна, отношения с которой могут дать Пакистану преимущество в его противостоянии с Индией. К тому же сотрудничество Армении и Индии в основном сосредоточено в военно-технической сфере. Заключенные многомиллиардные контракты обеспечивают долгосрочное партнерство, которое будет развиваться в течение многих лет, а значит, ожидать негативной и тем более практической реакции со стороны Нью-Дели не стоит.

В целом, по оценке эксперта, трудно сказать, какую практическую выгоду может получить Армения от отношений с Пакистаном. Эта страна сталкивается с многочисленными социально-экономическими проблемами — коррупцией, неравенством, бедностью и террористической угрозой. Поэтому возможный диалог с Исламабадом, скорее всего, будет рассматриваться сквозь призму армяно-турецких отношений.

Sputnik Армения