Немецкий мыслитель В. Гумбольдт однажды заметил: «Наилучшая власть есть та, которая делает себя излишней».
Это интересная и, казалось бы, абсолютно верная мысль. В самом деле, власть так должна упорядочить общественную жизнь, так умело дирижировать ею и так поставить себя, чтобы людям действительно она могла бы показаться излишней, ненужной, такой, без которой можно было бы легко обойтись. И вот здесь в действие вступает хитрейшая штука – диалектика.
Обойтись без власти? Почувствовать ее излишней? А вы такую власть видели? А вы этого хотите? Не боитесь неизбежной анархии, неотвратимого хаоса? Думаем, мудрую мысль Гумбольдта нужно несколько видоизменить: «Наилучшая власть пока еще все-таки та, которая делает себя необходимой», и добавить слово «полезной». Если не всем, то хотя бы большинству.
ТАКОВА ПРИРОДА ВЛАСТИ. В ОДНУ ПОРУ ОНА САМА СЕБЯ ДЕЛАЕТ ИЗЛИШНЕЙ. В ДРУГУЮ ПОРУ – неопровержимо доказывает свою крайнюю необходимость и полезность. Так было, так есть и так будет.
Власть Пашиняна для народа абсолютно бесполезна. Более того, крайне вредна, ибо приносит народу только беды и несчастья. При «бывших» власть не всем доставляла удовольствие, но хотя бы как-то работала. Сегодня удовольствия значительно меньше, но в придачу она еще и не работает.
Например, как замечает координатор Движения «По-нашему» Нарек Карапетян, «за последний год в Грузии уровень бедности снизился на 2,4%, тогда как в Армении за годы правления Пашиняна этот показатель не удалось сократить даже на таком уровне».
Правда, если верить представителям власти, они так заботятся о нищих, что, глядя на торжество этого человеколюбия, всякому, естественно, хочется потерять работу, ногу и совесть. Жить в подвале, плевать через выбитый зуб, клянчить мелочь на перекрестках, есть крыс и чесаться длинными, давно нестриженными и грязными ногтями.
А глава правительства, говорят, на днях прямо на улице снял с себя последнюю рубаху и отдал проходившему мимо нищему. Но это не помогло ему избежать наказания. Поскольку штаны премьер отдал еще раньше, он был задержан полицейскими за аморальное поведение в общественном месте.
И вообще, когда представители этой власти начинают рассказывать о том, как они заботятся о народе, лишая при этом себя всего, люди плачут, норовя дать им кто корочку хлеба черного, кто конфетку мятую. Бомжи и нищие, поговаривают, после каждого их заявления целыми днями сдают пустые бутылки и банки для оказания помощи оголодавшим министрам и депутатам. Ну а сами бедные граждане, составляющие 22% населения, в эту зимнюю пору обогреваются преимущественно кровообращением. Ну и исходящим от Пашиняна теплом, конечно.
ПО ДАННЫМ ДВИЖЕНИЯ «ПО-НАШЕМУ», ПРИ ЭТОЙ ВЛАСТИ В СТРАНЕ НАБЛЮДАЕТСЯ чрезвычайно высокий рост цен на продукты питания. Так, если в 2018 году средняя цена на хлеб было 488 драмов, то сегодня она составляет уже 660 драмов, если средняя цена на сыр была 2054 драмов, то теперь – 2472 драма, если килограмм говядины стоил 3260 драмов, то сегодня 3723 драма и т.д.
Ну что ж, попервоначалу бодрая интонация властей лечит душу и вселяет уверенность, однако если интонация все бодрая и бодрая, в то время как положение дел все скорбное и скорбное, такой оптимизм вызывает только обратные чувства.
Хотя не все здесь так однозначно. Да, в беспрецедентном росте цен виноваты, конечно, и государство, и олигархи. Но и армянская литература виновата тоже. Она много сделала для того, чтобы олигарх стал таким, какой сейчас есть, и все время вредил народу. Армянская литература всегда относилась к людям с деньгами пренебрежительно. Все ее персонажи, связанные с бизнесом, — законченные сволочи. Перечитайте Сундукяна, Ширванзаде, Нар-Доса.
Как отмечает бывший глава Комитета госдоходов Давид Ананян: «Фискальная система сегодня в Армении функционирует как расчет доходов, а не как инструмент развития. Налоговое бремя основано на потреблении, бюджет не имеет антициклической защиты, а государственные расходы редко работают в пользу производства, инвестиций или экспорта».
А так и должно было быть. Бичом позднеабсолютистских государств XVIII века, к которым очевидным для всех образом причисляется и Армения при Пашиняне, является крайняя неэффективность фискальной системы. Большая часть собираемых налогов не доходит до казны, оседая в карманах откупщиков, а наиболее богатые и находящиеся в непосредственной близости с верховной властью сословия налогов вообще не платят. Вследствие этого власти изощряются в придумывании все новых способов доения податных сословий.
В память о тех временах в Германии даже существует музей налоговых курьезов, где можно узнать о налогах на окна, на двери, на дамские наряды и т.д. Обзор налоговых нововведений правительства Пашиняна позволяет заключить, что немецкий музей может быть основательно пополнен отечественными экспонатами.
Кстати, в свое время американский экономист Артур Лаффер доказал, что если количество налогов переходит определенный порог, то их собираемость начинает падать, а не расти. Это явление называют «кривой Лаффера».
Правда, правительство при помощи нарисованной им статистики пытается доказать, что собираемость налогов только растет, бюджет увеличивается, экономика цветет… Но статистика – дама продажная и ветреная. В Америке еще в 1954 году вышла знаменитая книга Даррелла Хаффа «Как лгать при помощи статистики». Если для многих правительств во всем мире книга эта стала пособием, то для власти Пашиняна – руководством к действию.
В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ, СОГРАЖДАНЕ, ЧТО-ТО ЯВНО НЕ ТАК. Мы, наверное, чего-то не знаем. Есть детская книжка про Буратино. Помните? Там на сцене плясали куклы, а денежки получал Карабас-Барабас. Кровь сосали пиявки, а денежки капали в карман Дуремара. Для дураков там было Поле Чудес, но кроме деревянных Буратин в такую хрень никто не верил. Но одно мы знаем наверняка: воровство и передел собственности в реальной Армении идут с совсем уж наглым чавканием.
Стиль правления при Пашиняне практически ничем не отличается от феодализма. Однако тогда существовал еще один обычай: для поддержания системы в стабильном состоянии особо отличившихся воровством должностных лиц и фаворитов периодически прилюдно вешали за шею. Сия оздоровительная процедура возвращала простому народу душевное спокойствие, так что, думаем, ее полезно возродить.
А начать следует, пожалуй, с мэра Еревана Тиграна Авиняна, который нагло пытается и в будущем году сохранить введенные в 2024 году фантастические цены на парковки с красными линиями в центре столицы. И это при том, что 12 декабря Апелляционный суд признал незаконным решение мэрии о подорожании парковок до 160000 драмов. Авинян фактически плюет на решение суда!
Впрочем, где ж это видано, чтобы эта власть в отношениях с гражданами отступала? Эх, наивность! Дети вы, господа, истинные дети! Не бывает такого в беспощадной действительности, и не надейтесь. Для того и существует власть Пашиняна, чтобы она держала нас в строгости, силком творила благо, без уступок пресекая народные капризы и баловство. Иначе население такое натворит, что само не обрадуется, вплоть до полного истребления себя.
Кстати, еще об одной абсурдной инициативе столичной мэрии. Там заявили следующее: «Мы ведем переговоры о работе по использованию энергии канализации. Содержимое в канализации имеет температуру 36,6 градуса (чуть выше – чуть ниже), и появляется тепловая энергия, которой можно отапливать здания».
Что можно сказать по этому поводу? Те продукты жизнедеятельности человеческого организма, которые через унитаз отправляются в канализацию, в момент выхода из организма действительно имеют температуру 36,6 по Цельсию. Однако многие люди имеют обыкновение, оправившись, спускать за собой воду, а это минимальных от 3 до 5-6 и более литров холодной воды, которая существенно понижает температуру канализационных стоков.
Если бы граждане мочеиспускались кипятком, итоговая температура была бы выше, и добыча тепловой энергии более рентабельной. Но пока такая манера не является всеобщей и регулярной, несмотря на всю неустанную работу мэрии в этом направлении.
А в целом впечатление такое, что наши сограждане махнули на Ереван рукой. Протесты против очередных незаконных и абсурдных инициатив мэрии все слабеют и похожи, скорее, на символическое сопротивление, которое пограничники оказывают армии вторжения. Всем ясно, что вторжение не остановишь, и общим стало отношение к Еревану, как к безнадежно замаранному платью, которое уже нет смысла беречь.
