Логотип

БИТВА ЗА РЖАВУЮ КОФЕВАРКУ

Как долго может выдержать отрасль металлообработки… без металла?

В последние годы в Армении развивается стратегическая отрасль металлообработки, основанная на местной сырьевой базе – металлических ломах и отходах. Правительство регулярно, начиная с 2021 года, с целью поддержки местного производства и по примеру других стран ЕАЭС вводит временные запреты на экспорт лома и отходов черных и цветных металлов, некоторых изделий из них, в том числе и бывших в употреблении (не новых). В последний раз такой запрет сроком на 6 месяцев был введен решением правительства от 3 июля этого года. На заседании правительства 30-го октября принято решение об очередном продлении указанного решения со 2 февраля по 2 августа 2026 года…

 НАДО СКАЗАТЬ, ТАКАЯ МЕРА ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ДАЕТ СВОИ ПЛОДЫ. Так, в 2024 году относительно начала запретительных мер в 2021 году выпуск продукции из сплавов нелегированной стали вырос в 2,4 раза, стальных труб – на 10,8%, бытовых изделий из алюминиевого литья – на 5,8%, металлических конструкций и их частей из железа, чугуна, стали и алюминия – на 19%.

 В период 2022-2025 гг. в отрасль пошли инвестиции, в том числе иностранные (принадлежащий иранцам Каракертский камнелитейный завод, основанное на американские инвестиции предприятие компании GTB Steel, «Дзулакентрон» («Центролит»), «Эдмет», «Аске Груп», «Аседл»). Более того, некоторые из этих предприятий еще более углубили переработку металла и, в частности, начали производить из полученных сплавов профили, которые раньше полностью импортировались, то есть произошло импортозамещение.

 По прогнозам Министерства экономики (которые, правда, редко сбываются), представившего проект нового запрета на экспорт означенных товаров, общие инвестиции в отрасль составят около $100 млн, в результате чего будет создано 550-750 рабочих мест. Кроме того, произойдет рост использования объемов местного лома черных и цветных металлов на 65-70%, которое достигнет 250 тысяч тонн в год.

 И вот тут мы натыкаемся на проблему, о которой «ГА» уже предупреждал и которая переводит тон статьи из умеренно мажорного в крайне минорный. Дело в том, что в Армении отсутствуют эффективные месторождения черных металлов, а имеющиеся медно-молибденовые рудники (цветные металлы) используются преимущественно для извлечения руды и переработки в лучшем случае до стадии концентратов, а не металлической меди.

 Скажем больше. Как признает и само Министерство экономики, опыт последних лет показывает, что конечная продукция металлообработки на основе ввезенного сырья — металлолома и отходов черных и цветных металлов или полуфабрикатов – в виду высокой себестоимости становится неконкурентоспособной относительно аналогичной импортной продукции даже на собственном внутреннем рынке.

 Что же получается? В Армении проходит этап становления и развития целая отрасль металлообработки, которая рентабельна только в случае опоры на местное сырье, а именно на лом, отходы и изготовленные из черных и цветных металлов «бэушные», бывшие в употреблении товары «секонд хэнд». И одно дело, когда их переработкой занимались считанные компании (например, давно действующее в Армении чаренцаванское предприятие «Аске Груп»), но в последние годы число таких заводов возросло, поэтому возникает закономерный вопрос: на какое время им всем хватит местного сырья, если спрос увеличится до 250 тысяч тонн в год?

 Как было сказано выше, в Минэкономики понимают, что десятки предприятий металлообработки, как и производящие кабели и электропровода, в случае исчерпания запасов местного сырья «столкнутся с ухудшением финансового положения, что в конечном итоге приведет к сбоям и остановке их производственной деятельности, а это, в свою очередь, к зависимости от импорта», что, как сказано выше, выведет их за пределы рентабельности.

 Однако, понимая это, в правительстве продолжают вместо фундаментального решения проблемы по инерции предаваться сиюминутным решениям. А ведь через год или два все открытые предприятия вместе с рабочими местами могут закрыться, а инвестиции – обнулиться.