Логотип

БУНТ В «СУМАСШЕДШЕМ ДОМЕ» НЕИЗБЕЖЕН

Как известно, в зале заседаний парламента в свое время повесили на стену карту «реальной Армении», а скоро, говорят, на другой стене собираются поместить изображение горы Арагац. А не настало ли время установить там скульптуру Пашиняна? Вот тогда уж точно будет полная гармония. Да здравствует Национальное Собрание! А также Великий Хурал, Верховный Совет, Всекитайское собрание, Сенат, Кнессет, Палата Общин, Джамахирия и Конгресс.

СКУЛЬПТОР ДОЛЖЕН ИЗОБРАЗИТЬ ВОЖДЯ НЕПОДВИЖНО СИДЯЩИМ В КРЕСЛЕ правительственной ложи со взглядом, устремленным в зал заседаний. Никто не сомневается, что бюст будет обладать магическим действием: мы, конечно, вовсе не имеем в виду, что после его установки у депутатов «Гражданского договора» резко повысится голосуемость «за» — голосуемость «за» у боевых роботов Никола и сегодня стопроцентная, — зато тогда они будут сидеть с закрытыми глазами и раскачиваться, у них рассосутся рубцы.

Но скульптура, судя по всему, будет установлена после парламентских выборов, к которым власть уже вовсю готовится. Как известно, руководителем предвыборного штаба «Гражданского договора» назначен Араик Арутюнян по прозвищу «Тыква», правительство принимает одно популистское решение за другим с целью привлечения на сторону власти электората, а сам вождь, как уличный торговец, неустанно расхваливает свой товар в виде якобы установленного им долгожданного «мира», пытаясь продать его наивной части граждан.

Даже во Франции, куда пользующийся доверием всего 10-12% сограждан Пашинян отправился для встречи с Макроном, рейтинг которого, согласно последним соцопросам снизился до 11%, он заявил: «Я убежден, что граждане Республики Армения поддержат наши достижения. Я не сомневаюсь, что граждане Армении поддерживают мирную повестку, мирный процесс, установление мира, и они обязательно это поддержат на выборах 2026 года».

Кстати, зря эта личность так надеется на поддержку граждан. «Победа в деле установления мира» отнюдь не гарантирует победу на выборах. 26 июля 1945 года в Потсдаме, на мирной конференции по итогам Второй мировой войны, был объявлен двухдневный перерыв в связи с выборами в Великобритании. И покинувший встречу Уинстон Черчилль, победитель и триумфатор, на конференцию больше не вернулся — его консервативная партия выборы проиграла. Вместо Черчилля в Потсдам приехал лейборист Клемент Эттли. Демократия, сэр!

А на днях Пашинян сообщил, что «начинается процесс формирования пропорционального избирательного списка партии «Гражданский договор» на парламентских выборах 2026 года. Зарегистрированные кандидаты должны оплатить регистрационный взнос. Члены ГД — 500 тысяч драмов, лица, не являющиеся членами ГД, — 1 миллион 500 тысяч драмов».

СОГЛАСНО МИНИСТРУ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ АРСЕНУ ТОРОСЯНУ, как минимум первые 30 номеров списков должны быть избраны на партийных конференциях: «Мы собираемся поставить эти кандидатуры на голосование на нашей конференции после их регистрации, как мы делали это на  выборах нашего правления. Делегаты нашей партии определят, как будут расположены в партийном списке как минимум первые 30 человек».

Вот интересно, сограждане: если публично назвать какого-либо министра идиотом — это будет оскорблением личности или разглашением государственной тайны?

Даже не знаешь, что делать с этим Торосяном. С одной стороны, его заявление производит впечатление тяжелой неадекватности. С другой стороны, люди, предлагающие поместить Торосяна в сумасшедший дом, пока не представили убедительных доказательств того, что сия личность в его нынешнем состоянии представляет опасность для собственной жизни или для жизни и здоровья окружающих. Между тем для принудительной госпитализации необходимы только такие основания. Серьезную опасность для жизни и здоровья окружающих Торосян представлял во время эпидемии ковида, и не зря его прозвали «Доктор смерть», но мы же говорим о его нынешнем состоянии.

О каких голосованиях на партийных конференциях идет речь? Кто будет в пропорциональном избирательном списке «Гражданского договора», на каком месте в списке он будет стоять — решает только монопольный распределитель кислорода во власти Никол Воваевич Пашинян. Именно он в очередной раз докажет, что все равны, но некоторые равнее других.

Единственная миссия партийных конференций — это признание желающих войти в список «своими». В 1793-м якобинцы установили порядок, при котором секции Комитета общественного спасения выдавали свидетельства о гражданской благонадежности, отсутствие каковых свидетельств сильно затрудняло жизнь врагам свободы. Именно этим будут заниматься все эти партконференции, а дальше — все будет решать только фараончик. Но ему, честно говоря, не позавидуешь.

ВО-ПЕРВЫХ, ПАШИНЯН ВСЕГДА ПОДОЗРЕВАЕТ ВСЕХ И НЕ ВЕРИТ НИКОМУ. Если только на человека не запасено пухлое досье с компроматом. Ну и что эти все, на которых досье есть, могут сделать хорошего? На главного они, конечно, хвост не поднимут — без него их просто не будет. Но как законотворцы — они ноль без палочки, единственный их принцип «Мандат есть — ума не надо».

Впрочем, зачем Пашиняну умные и приличные люди? Для того, чтобы занять важную позицию во властной пирамиде, нужны не умные, а лично преданные. Гибкие (что раньше называлось беспринципностью) и хваткие (когда-то это было воровством).

Во-вторых, даже при пропорциональной системе все же сохранилось рейтинговое голосование. И при формировании избирательных списков популярные деятели — золотой фонд. А где Пашинян возьмет пользующихся у электората популярностью деятелей?

Придется заменять их неведомыми варягами, а это самоубийство. При том, естественно, условии, что игра ведется честная и свободная, а воля избирателя — высший закон. Если условие не соблюдено, то и вывод о самоубийстве может оказаться чрезмерно категоричным, не учитывающим разных махинаций, которые к воле избирателей отношения не имеют.

В-третьих, Пашиняну по понятным причинам придется заменить во фракции ГД ряд старых кадров новыми. Приспособятся ли последние к этим условиям, не отторгнет ли сформировавшийся костяк «чужаков»? Во что тогда превратится фракция?

Перед подобной задачей все время стоят врачи-трансплантологи. С одной стороны, после пересадки органа иммунитет организма должен быть максимально ослаблен, чтобы не произошло отторжения. С другой стороны, при ослабленном иммунитете пациент рискует умереть от банальной простуды. Как и в случае с волей и характером — либо они есть, либо их нет, иммунитет к чужеродному белку тоже либо есть, либо его нет. К какому именно белку — пересаженной почке или опасным бациллам, — иммунитет не разбирает. Врачи вынуждены постоянно балансировать, корректируя дозу иммунодепрессантов, выплясывая на грани между отторжением и инфекцией. И радости тут немного.

В-четвертых, составление предвыборных партсписков — по определению конфликтное занятие. Проходных мест заведомо не хватает на всех желающих, а когда мест в шлюпках гораздо меньше, чем пассажиров, на палубе и в трюмах возникают проблемы.

Правда, данная общая закономерность не объясняет, почему в разных партиях острота внутренних состязаний весьма различна. Соперничают везде, но в одних партиях худо-бедно побеждает общепартийное дело, а в других состязания сопровождаются чередой расколов и публичных скандалов.

Думаем, в случае ГД мы станем свидетелями именно расколов и скандалов. Бунт в этом сумасшедшем доме неизбежен. И здесь многое зависит от вождя. Не изобретено другого средства для подавления бунта в сумасшедшем доме, кроме либо убеждения  и твердости, когда они работают, либо суровой расправы на месте, когда не работают. Усмирение душевнобольных — дело жестокое, но когда солома загорится, будет уже поздно.

<aut>Гагик МКРТЧЯН