12 ноября парламент уже на своем пленарном заседании продолжил обсуждение проекта госбюджета на 2026 год, в ходе которого из уст министра финансов Ваге Ованнисяна прозвучали, прямо скажем, сенсационные мысли. К примеру, он заявил в полупустом зале, что высокий экономический рост Армении в прошлые годы не обусловлен большими объемами реэкспорта и в целом не связан с западными санкциями против России.
ТО ЕСТЬ ВЫСОКИЕ ТЕМПЫ РОСТА В НАШЕЙ СТРАНЕ, ПО МНЕНИЮ МИНИСТРА, ПРОСТО НЕВЕРОЯТНО удачным образом совпали с началом войны на Украине, превратив Армению в крупный транзитный хаб по перевалке товаров в и из России. По-видимому, совпадением следует считать и тот непреложный факт, что как только благоприятные внешние факторы ослабли либо были нейтрализованы, двузначные темпы роста тут же остались в прошлом, и теперь правительство бьется за сравнительно скромные 5%. Это настоящее «открытие», и надо сказать, Нобелевскую премию по экономике давали и не за такое…
Из других перлов министра выделим его утверждение о том, что будущий год для Армении будет удачным, поскольку мы импортируем энергоносители (а цены на них снижаются) и экспортируем медь, цена на которую растет и уже достигла $10 тысяч за тонну. Однако все это из области прогнозов, и еще неизвестно, как поведут себя цены в 2026 году.
Что же касается социальных обещаний правительства, то они полностью провалены, и проект госбюджета-2026 это лишний раз доказывает. Демографическую ситуацию в Армении не только не удалось улучшить, но она за годы правления Пашиняна еще больше осложнилась. А слова главы Минфина о том, что «деньгами демографию не улучшить, о чем свидетельствует опыт Южной Кореи», вызвали возражения даже у провластных депутатов. Так, Заруи Батоян заметила, что деньгами создаются условия, которые улучшают демографию.
Правительство в своей 5-летней программе (2021-2026 гг.) дало следующие обещания: до 2026 года средние размеры минимальной и средней пенсии уравнять со стоимостями соответственно продовольственной и потребительской корзин, установить минимальную зарплату в 85 тысяч драмов, устранить крайнюю бедность. Что из этого будет выполнено? Да ничего!
Национальный Статкомитет как раз обнародовал свежие данные, согласно которым, в прошлом году уровень бедности относительно предыдущего года снизился на 2 процентных пункта, составив 21,7%, а крайней бедности – с 1,1% до 0,6%. Итоги текущего года будут подведены еще не скоро, но уже ясно, что ликвидировать крайнюю бедность (нищету) правительству не удастся. Что же касается общего уровня бедности, которую правительство обещало сократить вдвое, то напомним, что этот показатель в год опубликования программы правительства (2021) составлял 26,5%. Таким образом, всего за год до окончания сроков действия программы правительства Пашиняна его удалось снизить лишь до 21,7%, то есть менее чем на 5%, а совсем не вдвое.
БЮДЖЕТНАЯ КОНФИГУРАЦИЯ БУДУЩЕГО ГОДА ПОЗВОЛЯЕТ ТАКЖЕ СДЕЛАТЬ ВЫВОД, что, судя по расходам госбюджета, присутствие государства в экономике не сокращается, а высокий уровень расходов (3 трлн 628 млрд драмов) покрывается за счет увеличения налогового давления и долгового бремени страны. При этом забавно наблюдать, как тот же министр финансов, председатель Комитета госдоходов Эдуард Акобян или сам Пашинян не устают декларировать о рачительном и заботливом отношении властей к собранным налогоплательщиками деньгам. Они сами-то себе верят?
«Я рад, что прогноз на 2026 год прироста ВВП на 5,4% более не сенсация», — заявил министр финансов, добавив, что в последние 5 лет средний экономический рост составил 7,6%. Ну, во-первых, прогнозировать можно все, что угодно: только итоги будущего года покажут, насколько «сенсационными» станут показатели роста. А во-вторых, вспомним заявление Ваге Ованнисяна, которое мы привели в самом начале, о том, что высокий экономический рост Армении в прошлые годы не обусловлен большими объемами реэкспорта и в целом не связан с событиями на Украине. Не видит ли глава Минфина очевидного противоречия в своих утверждениях: почему это эндемический, за счет внутренних факторов, рост в прошлые годы в среднем на 7,6% вдруг сменился радужными ожиданиями вокруг 5-5,4%?
Ну, и наконец о колоссальном государственном долге, накопленном правительством Пашиняна. По признанию министра финансов, уже сегодня правительство целых 12% своих доходов направляет на обслуживание госдолга. В 2024 году соотношение госдолга к ВВП составляло 48%, по итогам 2025-го ожидается увеличение этого показателя до 50,7%, а согласно проекту госбюджета на 2026 год, он дойдет до 53,5%. Правда, глава Центробанка Мартын Галстян утешил, что в 2028 году он стабилизируется на 54,2%, если это вообще можно считать утешением. И когда глава Минфина цинично заявляет, что никто не собирается заявляться с требованиями в дома с вновь родившимися детьми, которые рождаются уже с долгами (согласно расчетам уровня госдолга на душу населения. – А.А.), то просто прикидывается дурачком, ведь такая долговая нагрузка не может тем или иным образом не сказаться на потомках.
