Небрежные реставрационные работы в мемориальном комплексе «Цицернакаберд», посвящённом памяти жертв Геноцида армян, нанесли непоправимый ущербу памятнику. Об этом в интервью Armenia Today заявил бывший директор Музея-института Геноцида армян, доктор исторических наук Айк Демоян, назвав случившееся вандализмом и преступлением, за которое виновные должны понести наказание.
Демоян указал на существующие в мемориале проблемы и назвал несоразмерным масштаб работ, которыми власти попытались их решить. Историк подчеркнул важность возвращения Цицернакаберду его первоначального вида и перечислил шаги, которые необходимо предпринять для.
Он также прокомментировал отношение властей к мемориалу, посвящённому жертвам Геноцида армян в Османской империи, в контексте армяно-турецкой нормализации.
«Капитальная реставрация» вместо замены нескольких плит: какой ущерб нанесён «Цицернакаберду»
ПО СЛОВАМ БЫВШЕГО ДИРЕКТОРА МУЗЕЯ-ИНСТИТУТА, СОСТОЯНИЕ МЕМОРИАЛА не требовало капитальной реставрации. На деле проводимые работы вовсе не являются «капитальной реконструкцией», несмотря на то, что именно так их преподносят государственные СМИ, министерство культуры и даже руководство музея. Демоян отметил, что сам не возражает против благоустройства, но угрожающие памятнику проблемы можно было устранить иным способом.
Власти в качестве основной причины ремонта назвали проблему дренажа – при неправильном орошении возможно проникновение воды внутрь территории мемориала. Однако Демоян настаивает, что это не требовало уничтожения внешней облицовки.
«Да, проблема есть. Мы сами на неё указывали. Я тоже имел случай подняться и показать гражданам, где именно проблема. Она заключалась всего лишь в замене шести–семи плит или в проведении дополнительной косметической облицовки», – сказал он, добавив, что расходы в этом случае были бы меньше в 20 раз.
Сейчас же демаркированная территория вокруг Храма Вечности и беспорядочно сброшенные с его 12 колонн базальтовые камни создают угрозу для мемориального комплекса. Историк рассказал о масштабах разрушений: в ходе так называемой «реконструкции» из-за внешних покрытий и воздействия влаги облицовочные базальтовые плиты оказались повреждены и фактически превращены в щебень. На сегодняшний день не осталось ни одного исторического камня облицовки 1966–67 годов, который можно было бы использовать повторно. Каждый камень должен был быть пронумерован и возвращён на своё место, однако этого сделано не было.
Демоян подчеркнул, что при бюджете, в 20 раз меньшем нынешнего, все необходимые работы можно было выполнить без шума и без ущерба для мемориала Геноцида армян. Он напомнил, что ещё в 2003 году при поддержке благотворительного фонда Кирка Керкоряна «Линси» была проведена капитальная реконструкция и благоустройство территории. Аналогичные работы проводились и в 2013–2014 годах, когда были полностью заменены каменные плиты платформы, а также облицовка мемориала.
Но сегодня, по его словам, наблюдается совершенно иной подход: под видом «капитальной реконструкции» варварским и вандалистским способом «растерзали» главную часть мемориала.
Минкульт или иностранные рабочие: кто виноват в нанесённом «Цицернакаберду» ущербе?
ДЕМОЯН УВЕРЕН, ЧТО СЛУЧИВШЕЕСЯ С МЕМОРИАЛОМ – ЭТО ПРЕСТУПЛЕНИЕ, виновные в котором должны быть наказаны как за преступную халатность, так и за ущерб, нанесённый государству и моральный вред. По его словам, безнаказанными не могут остаться и попытки скрыть следы преступления.
Главным виновником, по словам историка, является лично министр образования, науки, культуры и спорта Жанна Андреасян, которая «без стыда» пришла, увидела собственными глазами, что произошло, и «бессовестно заявила», что необходимо сформировать новую экспертную группу.
«Она признала, что не контролировала работы, которые были выполнены неправильным образом и нанесли памятнику очень большой ущерб. Теперь министр задним числом пытается найти решение. То же самое касается и архитектора, который зафиксировал, что работы велись варварским образом», – отметил Демоян.
Он добавил, что среди виновных – и руководство Музея-института Геноцида армян, которое обязано было в ежедневном режиме осуществлять контроль и не допустить такого подхода, а также проявления в общественном поле и на международном уровне этой позорной ситуации.
К числу виновных Демоян отнёс также неквалифицированную рабочую силу. Их ошибка заключалась в том, что при работе с плитами, установленными ещё в прошлом веке, они не пронумеровали их для последующего использования, а просто занялись общим демонтажем. Рабочие также испытывали языковые и коммуникационные трудности – не владели ни армянским, ни английским.
«Конечно, их винить нельзя: поступило задание, и они выполняли его в полном объёме, повредив при этом и те части, которые не подлежали демонтажу», – добавил Демоян.
Реставрационные работы приостановлены под общественным давлением: что будет дальше?
РЕКОНСТРУКЦИОННЫЕ РАБОТЫ БЫЛИ ОСТАНОВЛЕНЫ несколько дней назад. Демоян считает, что в ближайшее время, учитывая общественное давление, они не будут возобновлены, поэтому необходимо планировать дальнейшие шаги. По мнению историка, следующим этапом должны стать два параллельных процесса: восстановление повреждённых участков и формирование новой экспертной группы.
Демоян призвал восстановить мемориал к середине октября, подчеркнув, что в нынешнем виде его нельзя оставлять на год, так как скоро начнётся дождливая погода, а затем наступит зима. По его словам, пока сохраняется тёплая погода, мемориалу нужно вернуть его прежнее состояние и облик.
«Все камни восстановить сейчас невозможно. К сожалению, памятнику нанесён непоправимый ущерб в результате преступной халатности. Но, по крайней мере, восстановление трёх колонн реально, и я считаю, что объём работ реально выполнить в течение полутора–двух месяцев», – сказал историк.
Параллельно с восстановлением должна быть создана экспертная группа, которая определит, действительно ли есть проблемы и если да, то как их решать, действуя грамотно, без позорного подхода к мемориалу. Решения и заключения такой комиссии, состоящей из профессионалов должны стать основанием для дальнейших работ, если в них будет необходимость.
С предложением о её создании выступил сам Демоян, но он считает, что заняться формированием группы должно Министерство культуры – «хотя бы для того, чтобы смягчить собственное преступление». По его словам, уже есть люди, которые выразили готовность войти в эту группу. Сам историк сомневается, что министерство свяжется с ним по этому вопросу, однако ради мемориала он готов участвовать в работе на любой площадке и выступать с предложениями.
Оскорбление памяти жертв Геноцида и встреча Пашиняна с Эрдоганом в Пекине: совпадение или прямая связь?
ДЕМОЯН ПРОКОММЕНТИРОВАЛ ВОЗМОЖНУЮ СВЯЗЬ МЕЖДУ небрежным обращением с мемориалом и процессом переговоров по нормализации армяно-турецких отношений. Эксперт отметил, что не хочет заниматься политическими спекуляциями.
При этом он напомнил, что в прошлом, на фоне поездки премьер-министра Никола Пашиняна в Турцию на инаугурацию президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана, рядом с музеем сожгли плакаты с фотографиями сцен геноцида, что вызвало большой резонанс. Демоян отметил, что и в этом году, на фоне громкого скандала, Пашинян встретился с Эрдоганом уже в Китае.
«Я не хочу спекулировать, было ли это продолжением (процесса 2023 года, – AT) в связи со встречей с Эрдоганом в Пекине», – сказал он, добавив, что некоторые лица с дурной репутацией играли ту же роль и тогда, и в наши дни. По словам историка, если внимательно присмотреться, то можно увидеть параллели.