В беседе с корр. «ГА» иподиакон Армянской Апостольской Церкви Вартан Погосян прокомментировал заявление Первопрестольного Эчмиадзина о лишении сана настоятеля Ованаванка, иерея Арама Асатряна, и последовавшие вслед за этим события.
«С момента извержения из священства гражданину Асатряну возвращается его мирское имя, данное при таинстве крещения, — говорит В. Погосян. — Отныне прихожане и все верующие должны обращаться к нему по имени Степан. Однако сам экс-настоятель пытается саботировать решения церкви, выражаясь с иронией и циничной улыбкой на лице. Он не спешит паковать чемоданы и освободить монастырь, наоборот, он призывает прихожан Армянской Церкви максимальным количеством людей собраться на предстоящей воскресной литургии.
ПОДДЕРЖАТЬ РАССТРИГУ ВЫЗВАЛСЯ ПРЕМЬЕР-МИНИСТР СТРАНЫ, ОБЕЩАЯ ПОСЕТИТЬ «БОГОСЛУЖЕНИЕ». В истории XXI столетия это будет первая антилитургия, которую решили поддержать высшие эшелоны власти. Она будет совершена вопреки всем церковным правилам и канонам.
Гражданин Асатрян упоен мнимыми успехами по противостоянию с церковной иерархией, на прошлой неделе по его доносу правоохранительные органы задержали, арестовали священнослужителей епархии, вместе с правящим архиепископом Мкртичем Прошяном, а ныне сам Никол Пашинян жаждет причаститься с рук раскольников.
Никол Воваевич своими действиями проявляет полное невежество как на правовом, так и на церковном поприще. Мало того, что он незаконно содержит под стражей церковных иерархов, так теперь он проявляет крайнюю стадию нигилизма в отношении догматов церкви. Самодурство первого лица не знает границ! Но истинная его цель — не участие в, так называемой, литургии, он уже принял участие 20 октября в Ватикане в богослужении и причастился с рук католических иерархов, как некогда его сожительница. Он показал всем нам, кто его подлинные хозяева. Здесь присутствуют скрытые намерения, он хочет столкнуть лбами последователей Церкви и раскольников с тем, чтобы иметь полные основания на арест Католикоса Всех Армян Гарегина Второго.
Мой скромный совет всем собратьям — не препятствовать совершению антилитургии в Ованаванке. В Деянии Апостолов содержатся интересные строки, сообразно нашему времени и ситуации: «И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его».
В моей практике служения я сталкивался с расстригами и их последователями. Многие из адептов оставляли своих гуру и возвращались в церковь, поскольку ощущали, что причастие в собрании раскольников лишено подлинного смысла и божественной силы. Многие продолжали сослужить с отверженными, духовно повреждались, что сказывалось в их повседневной и семейной жизни. В духовной реальности ничего бесследно не проходит, а поэтому придет час горькой расплаты.
Апостол Павел, обращаясь к Галатам, в своей проповеди предупреждает: «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную».
Пусть над этими строками Священного Писания рассуждает Пашинян и слепые последователи бывшего священника Арама. Прихожане, переступившие порог Ованаванка 26 октября, будут повинны в двух грехах — участии в литургии, которую совершит раскольник, и в предательстве родины Николом Пашиняном.
Каноны матери-церкви строго запрещают причащаться с еретиками и раскольниками. Один из древних канонов Антиохийского собора (341 год н.э.) гласит следующее: «Если епископ, изверженный Собором, или пресвитер, или диакон, изверженный своим епископом, дерзнет совершить какое-либо служение, – епископ ли по прежнему своему обычаю или пресвитер, или диакон, – то ему уже не остается надежды ни восстановиться на другом Соборе, ни оправдаться. Кроме того, всех состоящих в общении с ними следует отлучать от Церкви, особенно если они, зная решение, вынесенное против вышеуказанных лиц, дерзнут иметь с ними общение».
Как видим из вышесказанного, упорство Пашиняна и его свиты ведёт к прямому отлучению от Церкви. Отец Арам лучше бы взял паузу и помолился о своей участи, поскольку она у него в обозримом будущем плачевная. В данной ситуации жалко прихожан, которых оболванил их бывший настоятель. В церкви нужно сохранять спокойствие при всех штормах, действовать разумно и хладнокровно, при этом предавая себя и всех в милосердные руки Господа».