Логотип

ВЛАДИМИР МАРТИРОСЯН: НАЛИЦО РИСК НЕИЗБЕЖНОГО ПЕРЕХОДА ОТ ХОЛОДНОГО ЭТАПА К ГОРЯЧЕМУ

Когда государство рассматривает своих гражданах как угрозу, а граждане рассматривают государство как опасность, холодная война неизбежно «нагревается», написал на своей странице в Facebook Руководитель «Центра европейских исследований» ЕГУ, кандидат политических наук, доцент Владимир Мартиросян.

«В АРМЕНИИ СЛОЖИЛАСЬ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, КОТОРУЮ по политологической классификации можно охарактеризовать как холодную гражданскую войну. Это тот этап, когда общество фактически разделено на противоборствующие лагеря, государственные институты утратили нейтралитет, а власть свое существование обосновывает путем раскола и противостояния.

Физические столкновения еще не достигли массового уровня, однако политическая и психологическая атмосфера уже характеризуется как начальная стадия внутреннего конфликта. Основой холодной гражданской войны является институциональная нестабильность. В случае Армении это проявляется следующим образом:

— Политизация правовой системы: судьи и следователи зачастую действуют в интересах не закона, а политического руководства.

— Изувеченный баланс ветвей власти: законодательная и исполнительная ветви власти практически находятся под контролем одного центра, что сводит на нет принцип разделения власти.

— Давление на местное самоуправление: уголовные и административные дела против оппозиционных руководителей общин и независимых структур – как средство политического контроля.

Все это свидетельствует о том, что государственные институты перестали служить всему обществу и превратились в опору безопасности правящей системы. Холодная гражданская война вооружается пока не оружием, а словом, хотя, судя по росту криминогенной обстановки в стране, в некоторых случаях – и оружием.

В Армении информационное поле превратилось в грубую площадку для контроля над общественным сознанием:

— Государственные и провластные медиа с манипулятивной повесткой делят общество, согласно ярлыкам, на «народ» и «антигосударственный», «реваншист».

— Оппозиционные или критические площадки представляются как угроза национальной безопасности.

— Сформировалась культура страха, когда самовыражение гражданина ограничивается подсознательным ожиданием политического наказания.

Этот манипулятивный механизм позволяет власти сохранять контроль без открытого насилия, создавая режим психологического давления, за которым следует раскол общества.

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПОЛИТОЛОГИИ, РАСКОЛ СТАНОВИТСЯ СИСТЕМНЫМ, КОГДА:

1. политическая конкуренция превращается в борьбу за существование,

2. общественный диалог заменяется взаимным навешиванием ярлыков, оскорблениями, ненавистью,

3. доверие общества к государственным институтам исчезает, и власть пытается утащить за собой в пропасть национальные институты (ААЦ, Национальная академия наук и т. д.).

В Армении эти три компонента присутствуют в полной мере. Общество перестало быть единым политическим субъектом, превратившись в затерянную между противоположными полюсами массу.

По этой причине смена власти в стране воспринимается уже не как нормальный демократический процесс, а как риск – опасность «потери власти» или «возврата».

Приближается риск неизбежного перехода от холодного этапа к горячему.

Исторические и политологические наблюдения показывают, что холодные гражданские войны никогда не длятся долго.

Когда институциональное доверие исчезает, а социальная напряженность усиливается, система переходит либо к установлению насильственного режима, либо к внутреннему взрыву в виде массовых протестов и столкновений.

Нынешние тенденции в Армении указывают именно на это: полная потеря доверия, социальная поляризация, применение властью репрессивных инструментов против политических оппонентов и напряжение общественной пружины.

Такая ситуация не может оставаться «холодной».

Когда государство рассматривает своих гражданах как угрозу, а граждане рассматривают государство как опасность, холодная война неизбежно «нагревается».

Выход – возврат к модели Институциональной Армении посредством безоговорочного сохранения, укрепления Третьей Республики Армения.

Сегодня первостепенная задача Армении – вернуть институциональный баланс государства и возродить общественное доверие. Без этого любое политическое обещание обречено на провал.

Солидарность не может быть построена на манипуляции или страхе: она может родиться только в результате восстановления государственного нейтралитета, свободы слова и взаимного уважения. Если это восстановление не начнется сейчас, Армения скатится в фазу, где холодная война перерастет в горячую, а сохранение власти приведет к разрушению общества».