Логотип

ВЛАДИМИР МАРТИРОСЯН: НЕОБХОДИМО ПЕРЕЙТИ ОТ ТАКТИКИ К СТРАТЕГИИ, ТАКТИКА – ЭТО РЕАКЦИЯ, СТРАТЕГИЯ – ПОВЕСТКА

В политической борьбе побеждает не тот, кто дольше выдерживает удары, а тот, кто способен сломить психологию постоянной защиты и превратить ее в инициативу, написал на своей странице в ФБ руководитель «Центра европейских исследований» ЕГУ, кандидат политических наук, доцент Владимир Мартиросян, подчеркнув: проблема не в недостатке сил, а в том, что цели ограничиваются лишь защитой и не перерастают в повестку на опережение.

Публикацию полностью приводим ниже.

ПОДДАЕМСЯ, РЕАГИРУЕМ, ЖДЕМ СЛЕДУЮЩЕГО ШАГА, СЛЕДУЮЩЕГО ВОСКРЕСЕНЬЯ. Нервничаем из-за азербайджанского бензина, вызовов власти, уровня моральной и ценностной деструкции так называемых деятелей культуры, нервничаем из-за ломающих двери Эчмиадзинского Кафедрального собора, поведения, манер и речи мелких и крупных чиновников, тяготеющей к авторитаризму, но прикидывающейся демократической власти, и ждем… Ждем очередной атаки, ждем очередного акта деструкции, очередного набега, очередного воскресенья.

Все начинается с правильной оценки, с того, чтобы называть вещи своими именами. То, что делается против Армянской Апостольского церкви – это уже не кампания, а ПРЕСЛЕДОВАНИЕ, спланированное ПРЕСЛЕДОВАНИЕ. Необходимо перейти от тактики к стратегии. Тактика и стратегия различаются не только временным горизонтом, но и политическим подсознанием, и степенью воли. Тактика – это реакция, стратегия – повестка. Тактика защищает заданную точку, стратегия меняет игровое поле, меняет правила игры и баланс сил.

18 декабря защита Эчмиадзинского Кафедрального собора носила тактический характер: была необходимой, обязательной, оправданной и успешной. Это было сопротивление, самооборона – в условиях давления и посягательства. Однако тот день открыл гораздо более важную истину: когда проблему называют своим истинным именем, когда цель ясна, когда происходит мобилизация вокруг этой цели, решение становится не только возможным, но и неизбежным. Это была не проверка силы, это была проверка воли – и для власти, и для сопротивления, и соотношение их сил уже не имело значения. Даже если бы число сопротивленцев в тот день было вдвое меньше, чем прихвостней власти, последние все равно бы потерпели неудачу, потому что энергия, мотивация и вера сопротивляющихся были во много раз сильнее и крепче.

Ованаванк

Но именно здесь начинается стратегическая граница, за которой тактика более переходит в этап стагнации. Защита, если она становится постоянным состоянием, превращается в ожидание. А ожидание в политике – самая опасная и самая уязвимая позиция. Тот, кто ждет, всегда опаздывает, тот, кто ждет, всегда играет в чужую игру и по чужой повестке.

Стратегию нельзя строить на логике «ожидания следующей атаки». Это означает смириться с давлением, принять правила игры противной стороны и жить под постоянной угрозой. В такой модели даже самая успешная защита носит временный характер, потому что инициатива остается в руках противника, а инициатива в политике – все.

На фотографии изображен Ованаванк, и это не просто монастырь, не просто духовное пространство. Это цель, имеющая стратегическое значение, ценностный и политический узел. Его возвращение – это прогрессивный шаг, способный разорвать замкнутый круг постоянной защиты. Это переход от защиты к инициативе, от ожидания к формированию повестки, от обороны к контратаке. Это контратака не в физическом смысле, а в политическом, институциональном и ценностном смысле, отклонение фронта от Святого Эчмиадзина, смена фронта и эпицентра.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ НАЧИНАЕТСЯ ИМЕННО ОТСЮДА. Сначала определяются цель и задача, затем формируется политическая воля, общественная солидарность и легитимное требование. День атаки на Эчмиадзинский Кафедральный собор это уже доказал. Следовательно, проблема не в недостатке сил. Проблема возникает, когда цели ограничиваются лишь обороной и не перерастают в повестку на опережение.

Если Святой Эчмиадзин останется в перманентном оборонительном положении, он будет постоянно находиться под угрозой, постоянно будет в режиме ожидания набега, атаки. А если произойдет переход к четкой, смелой и символической стратегии с конкретными целями, то изменится вся логика игры. Более не ты будешь ждать следующего нападения, а заставишь противную сторону реагировать на поставленные тобой задачи.

В политической борьбе побеждает не тот, кто дольше выдерживает удары, а тот, кто способен сломить психологию постоянной защиты и превратить ее в инициативу. Ованнаванк – именно такая стратегическая дверь. Решение приходит после постановки задачи. Но только в том случае, когда эта задача выводит тебя из оборонительного окопа и поднимает на возвышенность инициативы.

Facebook