Омбудсмен Арцаха Гегам Степанян назвал политической манипуляцией заявление Никола Пашиняна о том, что возращение к теме Арцаха угрожает миру. «Никол Пашинян неоднократно заявлял, что у него нет полномочий принимать решения от имени народа Арцаха. Следовательно, у него нет полномочий закрывать тему Арцаха, а также тему возвращения арцахцев на родину», – отметил он в беседе с корреспондентом NEWS.am, добавив при этом: «Если мы говорим о мире, то все вопросы должны быть решены в рамках этого мира, включая краеугольный камень конфликта – права народа Арцаха».
Говоря на тему Арцаха и прав арцахцев, прежде всего необходимо ответить на вопрос: насколько вообще обоснованы притязания Азербайджана на Арцах?
ШИРОКОМАСШТАБНАЯ ВООРУЖЕННАЯ АГРЕССИЯ АЗЕРБАЙДЖАНА ПРОТИВ НКР 19 СЕНТЯБРЯ 2023 ГОДА, ознаменовавшая собой финальную стадию этнических чисток, лишний раз доказала нелегитимность притязаний бакинского военно-политического режима в отношении хотя и не признанной на международном уровне, но провозглашенной на общенародном референдуме в строгом соответствии с основополагающими принципами международного права республики, равно как недоговороспособность официального Баку и преступность методов и средств, которые он применил для достижения своих целей – оккупации древнего армянского края и изгнания исконного населения из его родины.
В доказательство незаконности притязаний Азербайджана на Нагорный Карабах можно привести множество фактов и аргументов как правового, так и исторического и морального плана. Но прежде всего надо отметить, что в контексте распада Советского Союза на территории Азербайджанской ССР, согласно действовавшему в то время законодательству СССР, образовались два государства: Азербайджанская Республика и Нагорно-Карабахская Республика, которая была провозглашена 2 сентября 1991 года на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов АзССР в границах НКАО и прилегающего армянонаселенного Шаумяновского района. 10 декабря 1991 года в НКР состоялся общереспубликанский референдум о независимости. 29 декабря того же года референдум о независимости был проведен в Азербайджане. Таким образом, оба субъекта получили независимость от Советского Союза по одному и тому же принципу, в соответствии с Законом СССР от 03.04.1990 г. «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» и фундаментальным принципом международного права о самоопределении. Это означает, что, не признавая факта самоопределения народа Арцаха, бакинский режим автоматически поставил под сомнение также самоопределение народа Азербайджана.
Более того, согласно Конституционному акту Азербайджанской Республики «О государственной независимости», АР не является правопреемницей Азербайджанской Советской Социалистической Республики, а Нагорный Карабах никогда – ни юридически, ни фактически – не входил в состав независимого Азербайджана (в 1918-20 годах существовала т.н. Азербайджанская Демократическая Республика, созданная, как отмечают историки, на турецкий штыках). Это означает, что территориальная целостность современного Азербайджана не имеет никакого отношения к Нагорному Карабаху (Арцаху).
И вот на фоне всего этого сегодняшний премьер-министр Армении заявляет о признании территориальной целостности Азербайджана и Нагорного Карабаха в его составе. Естественно, адекватный, непредвзято мыслящий человек никогда не примет сегодняшнюю позицию официального Еревана по арцахскому вопросу.
АЗЕРБАЙДЖАНО-КАРАБАХСКИЙ КОНФЛИКТ НИКОГДА НЕ РАССМАТРИВАЛСЯ В КАЧЕСТВЕ «ВНУТРЕННЕГО ДЕЛА АЗЕРБАЙДЖАНА» – ни в период существования СССР, ни в последующий период формирования независимых государств на пространстве бывшего Советского Союза. Об этом свидетельствует хотя бы решение о создании международного формата по определению окончательного политического статуса Арцаха, в котором, к слову, вынужден был участвовать и сам Азербайджан. Конфликтом активно занимались аж три постоянных члена Совета безопасности ООН: сопредседатели Минской группы ОБСЕ – Россия, США и Франция десятилетиями вели переговоры по этому вопросу, пока алиевский режим при активной поддержке Турции и иже с ней не свел в один миг все усилия посредников к нулю, грубо нарушив фундаментальные принципы международного права, в частности, о неприменении силы или угрозы силой. Иными словами, азербайджано-карабахский конфликт – это не территориальный спор, а прежде всего проблема обеспечения основополагающих прав и свобод человека, права народа Арцаха на самоопределение. Вот почему у премьер-министра Армении, как и любого другого должностного лица в Армении и за ее пределами, нет абсолютно никаких полномочий, морального, исторического и иных прав для включения Арцаха в состав Азербайджана или же «отмены» независимой республики, провозглашенной народом. И ни один документ, подписанный чиновником самого высокого ранга, не может ликвидировать государство, которое создал народ посредством референдума.
Также вызывают недоумение и негодование утверждения ряда армянских чиновников о недопустимости функционирования институтов Арцаха на территории Армении, обуславливающих свою, мягко говоря, пораженческую позицию вопросами «национальной безопасности».
Государственные институты Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах) создавались и функционировали на протяжении свыше тридцати лет де-факто независимости, в условиях героической всенародной борьбы против диктаторского Азербайджана и его покровителей. Нельзя допустить, чтобы будущее народа было принесено в жертву сиюминутной политической конъюнктуре.
Вопрос самоопределения Нагорного Карабаха нужно постоянно держать открытым, чтобы не убить в будущих поколениях армянского народа веру в лучшее, достойное будущее. Арцах, несомненно, принадлежит всему армянскому народу и нужно сделать все, чтобы он вновь стал символом национальной гордости и сплочения, основой триединства Армения – Арцах – Диаспора.