Логотип

ВО ВГИКЕ ОБНАРУЖЕН УТЕРЯННЫЙ ФИЛЬМ ПАРАДЖАНОВА

Это дипломная работа классика мирового кино «Андриеш», которая считалась утерянной долгие годы. Об этом сообщает пресс-служба ВГИКа.

Параджанов — выпускник режиссерской мастерской ВГИКа И. А. Савченко. Фильм «Андриеш» был снят в 1952 году на Киевской киностудии имени Довженко по одноименной поэме молдавского и советского прозаика и поэта Емилиана Букова. Сотрудники ВГИКа называют «Андриеш» «сенсационной находкой».

«Фильм долгое время считался утраченным и породил массу домыслов о начале творческого пути выдающегося режиссера. Обнаруженная работа закрывает многие спорные моменты и демонстрирует, что поэтический язык Сергея Параджанова в прогремевших на весь мир «Тенях забытых предков» (1964) начал формироваться еще со вгиковских времен», — говорится в сообщении университета.

В СТАТЬЕ С.А. СМАГИНОЙ И В.В. ВИНОГРАДОВА ОБ «АНДРИЕШЕ» ПОДРОБНЕЕ ОПИСЫВАЕТСЯ СПОРНЫЙ МОМЕНТ, связанный с фильмом: киновед Ростислав Юренев ранее утверждал, что дипломная работа разозлила мастера курса Параджанова Александра Довженко. Юренев также отметил, что в заглавной роли якобы была «большая кукла», напоминающая «оживший труп», и «искусственные цветы», что, по словам киноведа, совсем не понравилось мастеру. Однако сам Параджанов говорил обратное — об успешной защите и благословении Довженко.

Сам фильм опровергает слова Юренева, поэтому версия режиссера, вероятно, ближе к реальности. «В обнаруженном во ВГИКе фильме нет ничего похожего на то описание, которое дает Юренев: нет куклы, искусственных цветов, расположившихся рядом с живыми. В роли «куклы» выступает очень эмоциональная и активная студентка актерского факультета Наталья Крачковская», — говорится в статье.

О Сергее Параджанове, при жизни гонимом и опальном, а ныне занесенном в пантеон великих, наговорено и наврано столько, что уже отличить правду от лжи, выдумку от реальности иногда просто невозможно. Честных свидетелей – таких, кто не записывает себя в «друзья» Параджанова, повстречавшись с ним раз в жизни, — осталось довольно мало. Добросовестных – еще меньше.

Кора Церетели, долгие годы его бессменный редактор, и Левон Григорян, второй режиссер на многих его фильмах, — из их числа. Кора Давидовна уже издала две блистательные книги о Мастере, которые успели стать библиографической редкостью, написал свою интерпретацию параджановской судьбы и Левон Григорян. Все, что выходит из-под их пера или рассказывается изустно, имеет непреходящую ценность, ибо мало кто так близко знал этого человека, уникального во всех своих проявлениях, от странных, экзотических – до полубезумных. Ибо Параджанов был человеком, играющим не только на съемочной площадке, но и чуть ли не в каждую минуту своей жизни, творя вокруг себя, словно Демиург, новый мир. Порой из ничего, из кусочка ткани и бутылочной пробки.

В беседе с корр. «ГА» Кора Давидовна отметила: » Кинематографом его таланты не ограничиваются. О художественном мастерстве — коллажах и инсталляциях — известно многим. Однако Параджанов обладал также невероятной музыкальной одаренностью: помнил наизусть целые оперы и давал концерты друзьям. Кроме того, он увлекался и танцами и даже сам ставил их для своих фильмов.

Великие люди, такие как Жан-Люк Годар, Федерико Феллини, Cофи Лорен, Анна Маньяни, Микеланджело Антониони и Андрей Тарковский, высоко ценили творчество Сергея Параджанова, называя его гением, мастером уникального кинематографического языка и символом абсолютной свободы. Параджанова описывали как создателя волшебного сочетания цвета, пластики, музыки и слова, а его фильмы, как, например, «Цвет граната», считали образцом совершенства и вкладом в мировое кино. Параджанов признан одним из основателей «новой советской волны» и «поэтического кинематографа». Он создал уникальный, ни на кого не похожий стиль, который оказал большое влияние на мировое киноискусство своими культовыми работами «Цвет граната» и «Тени забытых предков», ставшими шедеврами мирового кинематографа».