В Армении продолжается резонансное дело вокруг ареста известного предпринимателя, президента ГК «Ташир» и мецената Самвела Карапетяна. Его защита называет уголовное преследование политически мотивированным и незаконным. Адвокаты подчеркивают, что ни одно из высказываний Карапетяна не содержит призывов к насильственной смене власти, а экономические обвинения так и не нашли подтверждения в суде.
АДВОКАТ СОС АКОПЯН НАПОМНИЛ, ЧТО ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ИНТЕРВЬЮ, в котором Самвел Карапетян прокомментировал ситуацию с давлением властей на Армянскую Апостольскую Церковь. Отвечая на вопрос журналиста, Карапетян заявил: «Если политическим деятелям не удастся решить, мы примем участие по-своему». Именно эта фраза стала основанием для возбуждения уголовного дела.
«Эксперты-лингвисты не нашли в словах Карапетяна даже намека на призыв к смене власти», – отметил Акопян на пресс-конференции 9 сентября. Он пояснил, что команда защиты обратилась к профессиональным лингвистам, профессорам и докторам. Все они единогласно пришли к выводу: высказывание является личным мнением, не содержит призыва, особенно к насильственным действиям, и не адресовано широкой аудитории.
«Не всякий призыв – преступление. Но за высказанное суждение человека 80 дней держат в тюрьме», – подчеркнул Сос Акопян. Более того, по его словам, три лицензированных специалиста по физиогномике не нашли в мимике и движениях Карапетяна признаков агрессии или призывов к действиям.
Адвокат Арам Вардеванян также резко отреагировал на действия властей. По его словам, в Армении сегодня наблюдается глубокий кризис права. «Даже в Сомали, где есть пираты, никто не арестовывается за такой поступок», – отметил он.
Он напомнил, что 17 июня 2025 года Карапетян в интервью заявил, что «мы по-нашему примем участие в защите церкви», после чего последовала череда угроз со стороны высокопоставленных лиц. Уже на следующий день бизнесмен был задержан. «Карапетян арестован лишь на основании этого интервью», – добавил адвокат. По его словам, экономические обвинения в адрес предпринимателя не подтвердились, но арест был продлен.
Кроме того, Вардеванян выразил возмущение по поводу условий содержания Карапетяна в СИЗО и отметил, что за все это время следствие не предприняло никаких активных действий.
Адвокат Лиана Гаспарян заявила: «Если бы уголовно-процессуальный кодекс был живым существом, он бы “взял ноги в руки” и сбежал». Она подчеркнула, что за 10 лет своей практики не встречала дела с таким количеством процессуальных нарушений.
ЮРИСТЫ ТАКЖЕ УКАЗАЛИ НА ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. Вардеванян напомнил, что четыре года назад премьер-министр Армении на митинге угрожал «разбить головы» и ходил с молотком. Тогда прокуратура не усмотрела состава преступления, сославшись на свободу слова и политический контекст. «Но когда говорим “по-своему”, человек оказывается под арестом», – отметил адвокат. Он добавил, что на днях премьер вновь подтвердил свою риторику, опубликовав фото молотка с надписью «стальной мандат».
Судебный акт об аресте Карапетяна, по словам юристов, составлен на 104 страницах, из которых 80% – позиция защиты, 10% – отсылки к решениям суда первой инстанции, а лишь незначительная часть содержит собственную аргументацию суда. В документе говорится, что Карапетян, будучи известной и уважаемой фигурой, «может помешать следствию». Адвокаты считают это недопустимым основанием для лишения свободы, особенно по делу, где нет ни прямых доказательств, ни состава преступления.
Так, отвечая на вопрос о встречах Самвела Карапетяна, Вардеванян сообщил, что избран самый строгий вариант: разрешены встречи только с адвокатом, причем это решает не прокуратура, а по закону доступ адвоката разрешен неограниченно, а также близким родственникам и то в крайнем случае.
Арест Карапетяна также сопровождается атаками на его бизнес. После возбуждения дела начат процесс огосударствления принадлежащей «Ташир» компании «Электрические сети Армении», назначен временный управляющий, уволены топ-менеджеры и главы филиалов. Были также арестованы четверо сотрудников компании.
Кроме того, армянские власти выразили намерение не выполнять решение Стокгольмского международного арбитража, что адвокаты назвали беспрецедентным. «Заявление о невыполнении решения международного арбитража – неслыханно», – заявил Вардеванян, отметив, что это наносит серьезный удар по инвестиционной привлекательности страны. «Представьте, как на это отреагируют другие предприниматели из списка Forbes, которые могут захотеть инвестировать в Армению», – добавил он.
Адвокаты выражают надежду на справедливость и то, что «найдутся смелые судьи, готовые пойти против репрессивной машины».
«Если в РА действует Конституция, право восторжествует, иначе констатируем, что Конституция не действует», — заявил Арам Вардеванян.
Однако юристы подчеркивают, что сегодня судебная система Армении используется как инструмент политического давления. Судебные акты по делу Карапетяна уже содержат подтверждения неправомерности обысков и ареста, но апелляционные и антикоррупционные суды продолжают оставлять бизнесмена под стражей.
Самвел Карапетян своей вины не признает. По словам его защитников, он подвергается политическому преследованию за публичную поддержку Армянской Апостольской Церкви и за возможный политический потенциал.
По материалам СМИ