После позорного поражения в 44-дневной войне лидер движения «За спасение Родины» бывший премьер-министр и министр обороны Вазген Манукян выступил с заявлением, которое процитировали все независимые СМИ: «В любой момент, будь-то сегодня, через неделю или 10 дней, надо быть готовыми с молниеносной скоростью восстать и взять власть».
ТЕПЕРЬ СРАВНИТЕ ЭТО ЗАЯВЛЕНИЕ С ПАРОЙ ФРАЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ И БЛАГОТВОРИТЕЛЯ САМВЕЛА КАРАПЕТЯНА, которые были озвучены в интервью нынешним летом: «Одна небольшая группа, забыв армянскую историю, многотысячную историю армянской церкви, набросилась на церковь и народ. Я всегда был рядом с армянским народом и церковью. Если политическим деятелям не удастся, то мы своим способом вмешаемся в поход против церкви». Эти несколько предложений привели к тому, что Пашинян лично возглавил репрессии против Карапетяна, предварив арест предпринимателя фразой: «Ты увидишь вмешательство, проходимец!».
Зимой 2021 г. против Манукяна были выдвинуты обвинения по статье 301 (публичные призывы к захвату власти, нарушению территориальной целостности или свержению конституционного строя), в качестве меры пресечения была избрана подписка о невыезде. В марте 2021 г. обвинение было дополнено призывами, которые Манукян озвучил с трибуны митинга 26 февраля на проспекте маршала Баграмяна. В призывах, по версии следствия, речь шла о захвате власти и насильственном свержении конституционного строя. В апреле 2023 г. суд вынес решение оштрафовать Манукяна на 500 тыс. драмов.
В заявлении Карапетяна нет даже намека на захват власти, предприниматель изъявил готовность вмешаться, чтобы защитить Армянскую Апостольскую Святую Церковь он нападок. Если у политиков не получится, то ему — не политику — придется действовать «своим способом». Пашинян ответил, что не потерпит вмешательства во внутренние дела государства, а арест Карапетяна 18 июня показал разрыв между состоянием демократии в 2021 г. и 2025 г. Разница измеряется пропастью между подпиской о невыезде и арестом, иными словами, Армения катится к диктатуре на всех парах. Пашинян с каждым днем все плотнее закручивает гайки, насаждая в обществе атмосферу страха.
Сегодня уже смешно апеллировать к таким понятиям, как невмешательство исполнительной власти в дела Церкви, разделение и сбалансированность всех ветвей власти, свобода собраний и проч. Пашинян руководствуется принципом: «что хочу, то и ворочу!», а безнаказанность, как известно, рождает новые преступления. Последняя массовая акция протеста в Ереване состоялась 12 июня 2024 г. Она была жестоко подавлена с применением запрещенных спецсредств в виде 30 светошумовых гранат. Более 100 человек обратились за медицинской помощью. Применение спецсредств узаконили задним числом. С тех пор, уже более года, акции протеста носят локальный характер, а их участники не выступают с требованием отставки Пашиняна.
Любой намек на массовую акцию протеста незамедлительно подлежит разгону. Правда, 4 июля акцию поддержки Карапетяна разогнать не посмели, зато теперь преследуют ее организаторов за то, что они, якобы, вынудили сотрудников ряда предприятий выйти на улицу против собственной воли.
Армения – полицейское государство, влиятельные европейские инстанции закрывают глаза на повсеместные вопиющие нарушения прав человека. Под угрозой свобода слова, о свободе митингов и шествий давно забыли. Людей подвергают арестам за записи на FB (Татев Вирабян), за фразу о том, как следовало бы поднять восстание (Рубен Акопян). В словах архиепископа Микаэла Ачапахяна о необходимости смены власти обнаружили «состав преступления» в виде призыва к насильственному свержению правительства, а моющие средства и швабру, конфискованные при обыске жилища архиепископа Баграта Галстаняна, присовокупили к набору для осуществления терактов. Депутата от фракции «Айастан» бывшего мэра Сисиана Артура Саркисяна без каких-либо оснований обвинили в том, что он формировал группы штурмовиков для совершения терактов.
РЕЖИМ ДЕЙСТВУЕТ ПО ПРИНЦИПУ: БЫЛ БЫ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НЕ НРАВИТСЯ ПАШИНЯНУ, А СТАТЬЯ НАЙДЕТСЯ. Главарю правящей верхушки уже не приходится прибегать к блокаде судов, как это было 20 мая 2019 г., сегодня все судьи заняты обслуживанием его интересов, а судьбу политических заключенных по странному стечению обстоятельств решают уже всем известные Масис Мелконян и Артак Карапетян. Судья Мелконян в прошлом был помощником Пашиняна, состоял в рядах партии Арама Завеновича «Республика», Карапетян еще молод, но уже заслужил репутацию бескомпромиссного борца за интересы режима. Еще есть судья Артак Манукян, которому отдали дело депутата Саркисяна после того, как он выдал санкцию на 2-месячный арест предпринимателя Карапетяна.
Окружению Пашиняна позволено все и даже больше – от незаконного обогащения до посягательств на жизнь и здоровье других людей, остальных режим держит в ежовых рукавицах, причем давление с видом на выборы 2026 г. только усиливается. Люди на улицах отказываются говорить перед телекамерами, опасаясь потерять работу. В госучреждениях поощряются доносы на сотрудников, которые публично критикуют власть, повсеместно размещены прослушивающие устройства. Режим занят выявлением лиц, не лояльных к правящей верхушке. Налицо типичные признаки диктатуры, причем, диктатуру Пашиняна уже давно сравнивают с диктатурой Алиева.
В условиях правового произвола и заказных судилищ смешно уповать на то, что режим организует и проведет свободные и прозрачные парламентские выборы. Демократические выборы в условиях диктатуры состояться не могут, по определению, а потому заявления отдельных политиков о том, что массовые уличные действия жестоко пресекаются, а потому следует уповать на итоги парламентских выборов, ничего, кроме смеха, вызвать не могут. Как можно ждать, что Пашинян проведет демократические выборы, когда уже сегодня делается все, чтобы исключить из числа участников главных конкурентов ГД! Создается впечатление, что главная ставка на выборы – это способ, при помощи которого оппозиция пытается избежать упреков в ничегонеделании. Осенний политический сезон не за горами, впереди новые аресты и судилища, словом, катимся в диктатуру на всех парах.
А новые аресты, по всей видимости, последуют за оглашением доклада Следственной комиссии по изучению обстоятельств 44-дневной войны. Глава комиссии Андраник Кочарян обещал, что итоговый доклад будет приурочен к 5-й годовщине начала 44-дневной войны. Некоторые эпизоды расследований комиссии давно уже переданы в генпрокуратуру, а про грядущие аресты объявил сам Кочарян…