Когда стало известно о том, что из Казахстана в Армению отправляется железнодорожный состав с пшеницей транзитом через территорию Азербайджана, многие восприняли это событие, кроме всего прочего, в контексте появления альтернативы российским поставкам стратегического продовольствия. Дескать, вот сейчас в этом вопросе зависимость Армении от России снизится, мол так диверсифицируются и источники поставок зерна и логистика.
МЕЖДУ ТЕМ УЖЕ ЧЕРЕЗ ПАРУ ДНЕЙ ВЫЯСНИЛОСЬ, ЧТО ПОДОБНЫЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ ИЛЛЮЗОРНЫ. Во-первых, российская сторона тоже отправила по новому маршруту свою пшеницу. Причем, судя по анонсам, казахстанский груз отправился в путь раньше, чем российский, а вот прибыл позже российского. Во-вторых, казахстанский груз был доставлен в Армению, в том числе, и по территории России (по маршруту Казахстан – Россия – Азербайджан – Грузия – Армения), и с точки зрения логистики тут говорить об обходе, точнее, объезде России вообще не приходится. Так или иначе можно констатировать, что минимизировать роль России в процессе поставок пшеницы в Армению не получилось, а поставки казахстанского зерна пока еще выглядят скорее символичными, нежели рациональными.
Впрочем, не только в этом вопросе армянское правительство никак не может снизить действие российского фактора, несмотря на прикладываемые правительством огромные усилия. Ну не могут ни в чем найти адекватную альтернативу. В очередной раз обратим внимание на внешнюю торговлю Армении. По данным за январь-сентябрь текущего года, внешний и взаимный товарооборот сократился почти на 40%. Тут ничего нового нет, с начала года этот показатель падает. Как, впрочем, и в том, что происходит это из-за того, что более чем на 50% сократился товарооборот между Арменией и РФ. А это сокращение связано с тем, что прежний бум реэкспортных операций прошел. К этому добавим, что примерно на 10% сократился экспорт из РА в РФ и более чем на 60% сократился импорт.
На первый взгляд эти показатели свидетельствуют о сокращении роли и места России в сфере внешней торговли Армении. На первый взгляд идея правительства Армении по диверсификации, в частности, экспорта срабатывает. Однако есть показатели, однозначно доказывающие обратное. Российское место в экспорте из Армении, несмотря на постоянный поиск альтернативных внешних рынков со стороны правительства РА, лишь укрепляется. Так, если в январе-сентябре прошлого года в структуре армянского экспорта доля РФ составляла 21,8%, то в текущем году этот показатель вырос до 37,1%. По сути, если год назад лишь пятая часть экспортируемой из Армении продукции выходила на российский рынок, то теперь – более чем треть. Это ярчайший показатель полного провала пресловутой диверсификационной политики правительства Армении в области экспорта. Повторюсь, решив снизить российское влияние в этой сфере, армянское правительство это влияние лишь увеличило.
Так происходит практически во всех сферах, потому как в армянском правительстве путают рациональные цели с иррациональной самоцелью…
