Логотип

«ДЕРЖИ ВОРА!» или «КТО ВИНОВАТ»?

Похоже, в России близится момент, когда начнутся самые настоящие жесткие разборки по поводу жестких провалов на Южном Кавказе и на Ближнем Востоке в целом. Картина на этом направлении внешнеполитической повестки РФ сложилась действительно удручающая.

СОЮЗНИК АСАД, НА УДЕРЖАНИЕ КОТОРОГО У ВЛАСТИ В СВОЕ ВРЕМЯ были потрачены годы изнурительной политико-дипломатической работы, десятки миллиардов долларов и тысячи жизней российских военных, был свергнут за считанные дни. Сирия потеряна полностью, а остатки российского контингента задержались там на птичьих правах и с упакованными чемоданами.

Турция окончательно продемонстрировала равнение на Запад, лишь изредка кокетливо подмигивая Москве, да и то ради российских туристов, помидорного экспорта и торгово-финансовых махинаций, позволяющих ей подзаработать на подсанкционном российском рынке. Иран все чаще проявляет недоверие, указывая на робость Москвы в деле необходимой военно-политической поддержки своему естественному союзнику на юге.

Армения бросилась в горячие объятия американо-европейских «друзей». А Азербайджан и вовсе объявил России неслыханный демарш, угрожая ей восстанием тюркских этносов и претензиями на Дагестан.

Даже в самые тяжелые периоды истории российская, читай и советская, дипломатия не испытывала таких провалов в указанных регионах, где некогда без опасливой оглядки на «север» никто и подумать не мог ничего предпринять. Теперь же стратегическая зона интересов Москвы стремительно уходит из-под контроля, как вытекает вода из сита. Не в силах больше обманывать саму себя (дальше некуда), РФ уже выказывает признаки пересмотра методики своих действий или, точнее, бездействия на южном направлении.

В апреле текущего года курация комплексной политики Кремля в отношении Армении перешла от Дмитрия Козака к Сергею Кириенко. В июле был уволен со своих должностей замминистра иностранных дел и спецпредставитель Путина по Ближнему Востоку Михаил Богданов. Хотя Кремль официально не разглашал причины увольнений и новых назначений, СМИ и инсайдерские источники уже открыто заявляют, что Путин крайне разочарован работой всех тех, кому в свое время было доверено южное направление.

Но «разочарование», скорее всего, слишком мягкое определение. Российский лидер сильно обозлен, и следует ожидать, что после того, как перспективы конфликта на Украине более-менее прояснятся, он лично полностью сфокусируется на запущенных южнокавказских и ближневосточных делах, где  МИД и собственно кремлевские назначенцы-дипломаты прошляпили все, что было можно, и собственноручно соорудили для своей страны «второй фронт».

На Смоленской площади и в кремлевских кулуарах понимают, что вскоре начнется политическая экзекуция над всеми ответственными во власти, дипкорпусе и экспертном сообществе, которые нашептывали на путинское ухо советы держаться именно той политико-дипломатической дороги, которая в итоге и привела Россию к краю самой настоящей пропасти. Дорогой этой был курс на сближение любой ценой с турецкой-азербайджанским тандемом, включая всевозможные уступки, которые якобы должны были гарантировать Москве лояльность Анкары и Баку.

УСТУПКИ ДЕЛАЛИСЬ С ЗАВИДНОЙ ЩЕДРОСТЬЮ И ПЕРИОДИЧНОСТЬЮ, но, как оказалось, не только не обеспечили лояльность, но по факту превратили Турцию и Азербайджан в самых яростных врагов России, вынашивающих планы ее расчленения.

Наиболее адекватные российские политики и эксперты, которые, к сожалению, были в подавляющем меньшинстве, годами говорили, упрашивали, а затем и кричали о том, что сдача турко-азербайджанцам собственных интересов чревата для России неминуемой катастрофой. Однако их советами пренебрегали, затыкали им рты и даже травили. Мол, сами с усами, соображаем в геополитической стратегии не хуже, чем вы, смотрите и готовьтесь аплодировать.

Теперь эти люди действительно аплодируют — но вот только глупости, бездарности и чванству российских дипломатов и всей оравы политфилософов и псевдоаналитиков, поддакивающих бездельникам и тюркофилам во власти и подбивающих их на все новые уступки за счет экзистенциальных российских интересов.

Путин, несомненно, будет сечь головы. Но вопрос в том, не станет ли это запоздавшей и отчаянной мерой. Ведь, насколько можно судить из сложившейся после вашингтонской встречи Трампа, Алиева и Пашиняна ситуации, занавес полной драматизма истории российского доминирования на Кавказе уже опускается. И об этом свидетельствует прежде всего поведение повинных в сумасшедшем провале политиков, дипломатов, экспертов, аналитиков. Всех, кто в той или иной мере приложил руку к позорной истории сдачи национальных интересов во имя НИЧЕГО.

Спектр их реакции весьма обширен — от оцепенения до истерики. Ответственные в Кремле, к примеру, просто молчат, и, надо понимать, не по причине спокойствия и уверенности в себе. Со Смоленской площади доносятся нечленораздельные звуки, из которых невозможно понять, как относятся российские дипломаты к армяно-азербайджанскому «миру» и «маршруту Трампа». Сонмы российских экспертов и журналистов, прежде вылизывавших до блеска имидж «дружественных России» Турции и Азербайджана, нынче либо наглухо забились в свои норы, либо делают вид, что они вообще не при делах.

Но некогда самые ретивые тюркофилы из идейно-мировозренческого движения евразийцев России, ратующих за вечный русско-турецкий союз против Запада, теперь бьются в истерике. Это ведь они забрасывали Кремль тоннами политфилософских измышлений и аналитических выкладок, доказывая, что России нужно непременно слиться с турками и азербайджанцами в единую силу, ибо корень русско-турецкой цивилизации один и произрастает из идентичных ценностей.

Это они подготовили политологическую почву для сдачи армянских, курдских, талышских, лезгинских интересов турко-азербайджанцам, чтобы купить их лояльность. Это они своими заумными докладами убеждали российских политиков, что для того, чтобы оторвать Турцию от НАТО не жалко сдать и Карабах, и армянские интересы, ибо «армяне все равно никуда не денутся». Это они с пеной у рта призывали не портить эпохальные достижения русско-турецкой и русско-азербайджанской дружбы из-за какого-нибудь убитого посла, сбитого вертолета или расстрелянной группы миротворцев…

МОЖНО ЧАСАМИ РАССУЖДАТЬ О ТОМ, КУДА ЗАВЕЛИ МОСКВУ горе-советчики Кремля из высокоинтеллектуального клуба «евразийцев», однако и сказанного достаточно, чтобы понять, как нынче все эти маститые аналитики резонно забеспокоились собственной участью из-за позорного краха своих лжеконцепций, взятых верховной властью на вооружение.

Главный из них, небезызвестный Александр Дугин, и вовсе засуетился так, что, позабыв о своей роли «великого русского мыслителя» современной эпохи, которого на Западе окрестили «идеологом доктрины Кремля», истерично начал  назначать стрелочников.

«Заключение мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией в Вашингтоне — это провал российской политики на Южном Кавказе,- признался «гигант мысли и отец русской державности». — Россия потеряла влияние в регионе, виновные остаются безнаказанными… Пора признать ошибки и восстановить статус великой державы… Этот договор — доказательство нашего бессилия. Мы больше не контролируем даже постсоветское пространство.

Если нас не уважают здесь, кто будет считаться с нами на мировой арене? Это не просто поражение… Нельзя оправдываться, обвиняя Пашиняна и Алиева. Надо признать: мы проиграли, потому что доверили переговоры не тем людям. Если не воспринимать это как унижение, мы перестанем быть суверенной цивилизацией. Виновные должны ответить».

Все верно сказал мыслитель. Вот только одно и самое главное не клеится. Надо понимать, что в числе виновных, которые «должны ответить», Дугин себя совсем не видит. То есть, одного из главных инициаторов и идеологов всей этой петрушки с русско-турецким братством, вышедшей России боком, виновным считать вовсе не следует, а требуется наказать исполнителей. Это как если бы драматург после позорно -провальной постановки заявил, что, дескать, его пьеса хороша, но угробили ее актеры, тогда как дрянными были и пьеса, и ее художественная ценность, и актерские выкрутасы.

Дугин катит бочку на российский дипкорпус, на политиков, на переговорщиков — на всех, кого угодно, лишь бы кара за изначально провальную концепцию миновала его самого. «Держи вора!», — громче всех кричит вор, и это аксиома. Как, впрочем, и то, что Россия, увы, никогда не избавится от пагубной привычки рушить саму себя изнутри, а потом всякий раз, понурив голову, задаваться извечно любимым своим вопросом: «Кто виноват?».