Логотип

ДЕТИ СТАНОВЯТСЯ РОСКОШЬЮ

* Испугалась стать матерью
* Армении грозит депопуляция
* Демографическая политика на бумаге
* Надежнее рожать на чужбине

19-летняя Ирма, дочь моих друзей, сделала аборт. Никому ничего не сказав, в том числе и своему мужу, она избавилась от ребенка, который в этой семье должен был стать первенцем. Сбивчивые объяснения Ирмы, прерываемые рыданиями, вызвали у ее родных шок еще больший, чем сам поступок молодой женщины. Насмотревшись телепередач, демонстрирующих последствия разрушительного землетрясения в Японии и аварии на АЭС "Фукусима-1", наслушавшись комментариев на тему "глобальной техногенной катастрофы", ее экологических и экономических последствий в мировом масштабе и прокрутив все это через увеличительное стекло собственного воображения, будущая мама решила, что не имеет морального права давать жизнь ребенку в столь нестабильном и хрупком мире, готовом рухнуть в любой момент.

Конечно, сразу после аборта Ирма пожалела о том, что натворила, но ведь очевидно, что реальная причина ее поступка – вовсе не трагедия в Японии. Конечно, сильный эмоциональный стресс (даже опосредованный) способен спровоцировать человека на радикальные шаги, но по такой логике женщины в современном мире вообще не должны рожать, потому что целыми днями мы только и слышим, что о землетрясениях, наводнениях, цунами, войнах, революциях, терактах и т.д. А мне Ирма сказала: "Я боялась с самого начала. Мы хотели ребенка, но с первого дня беременности меня грыз страх, что мы не сумеем его достойно вырастить. Муж не работает, я – студентка. Одна надежда на родителей. Наши говорили: не волнуйся, все образуется. Но не очень-то я в это верю… Потом торчала, не отходя от телевизора, и все время в голове вертелась мысль: а вдруг и в Армении случится землетрясение, что-нибудь произойдет с нашей АЭС. И все как будто смешалось…"

Реальные причины, по которым молодые в Армении не хотят иметь детей или заводят не больше одного-двух, не требуют долгого перечисления: социальная ситуация, безработица, низкие доходы, политическая нестабильность, угроза возобновления войны… Определенную роль, конечно, играет и целенаправленная атака извне на традиционные ценности, этакая перекройка национального сознания по западному образцу, реклама однополой любви и т.д.

Что же делает государство в целях повышения рождаемости в Армении? Ведь о демографическом кризисе говорят уже давно, более того, специалисты утверждают, что, если не взяться немедленно за комплексное решение проблемы, Армении в ближайшем будущем грозит полная естественная депопуляция.

В 2004 году была разработана концепция демографической политики государства, на основе которой в структуре Министерства социального обеспечения создали отдел, призванный систематизировать вопросы, касающиеся демографической ситуации и демографической политики. В концепции проанализирована ситуация в целом, перечислены все демографические угрозы, но это по сути декларативный документ, который может остаться таковым еще 100 лет. От того, что он есть, никому ни холодно ни жарко. Нужны комплексные конкретные решения, которые смогли бы реально способствовать повышению уровня рождаемости в Армении. Иными словами, смогли бы минимизировать фактор страха, удерживающий молодые пары от воспроизводства.

Можно возразить, дескать, шаги к повышению рождаемости предпринимаются. Например, повышена сумма единовременных выплат роженицам — было порядка 37 тысяч драмов, стало 50 тысяч. Сегодня женщины могут рожать в рамках госзаказа, то есть молодые семьи по закону не должны тратить деньги на рождение ребенка. В реальности закон, конечно, не всегда работает, но это уже другой разговор. Далее: пересмотрена единовременная сумма за рождение третьего ребенка, которая сегодня составляет 430 тысяч драмов. Но что эти локальные меры меняют в целом? По сути ничего…

"До третьего ребенка еще дойти надо, — говорит визажист Наира ФАРМАНЯН. – А как вырастить первых двух – об этом государство подумало? Да при нынешней дороговизне жизни в Армении, при том что цены ежедневно растут, а правительство демонстрирует полную отчужденность от проблемы, при нестабильности на рынке труда только герои рискнут заводить третьего ребенка. Что такое нынче 430 тысяч? При запредельных ценах на одни только продукты питания эта сумма улетучится в пару месяцев. У нас один ребенок, и то не справляемся. О втором, тем более третьем даже речи не может быть. Если государство стремится поощрять рождаемость, то "поощрение" должно начинаться с первого ребенка (50 тысяч – ведь это мизер), который тоже человек…"

Сегодня на третьи роды отваживается около 10% рожениц – эту цифру озвучил в прессе демограф Рубен ЕГАНЯН. "В советское время демографы утверждали, что на государственном уровне надо поощрять именно третьи роды, потому что армянская семья так или иначе обеспечивала рождение второго ребенка. Это сидело в менталитете народа. Но сегодня все изменилось. Сегодня небольшая часть молодых семей рожает второго…"

Думается, демографы совершенно справедливо настаивают на том, что государство должно всячески поощрять рождение именно второго ребенка, если учесть, что в последние годы укоренилась новая модель армянской семьи – с одним ребенком. В конце концов, как бы ни радовались тому, что, скажем, в этот год родилось на несколько малышей больше, чем в предыдущий, это не дает оснований считать, что демографическая проблема решается. Как ни крути, а самое большое падение уровня рождаемости среди стран СНГ зафиксировано в Армении, и радоваться тут нечему. При этом специалисты утверждают, что в ближайшее время ожидается резкое падение уровня рождаемости, ибо репродуктивного возраста уже достигло то поколение, когда родилось мало детей. После 1990 года, когда в Армении на свет появилось 90 тысяч детей, цифра неуклонно снижалась, самой низкой отметки достигнув в 2001 году — всего 32 065 малышей.

"Проблема даже не столько в том, что сегодня в армянских семьях рождается, как правило, не больше одного ребенка, а в том, что люди уезжают отсюда и рожают детей на чужбине, — говорит Гаяне ТОРОСЯН, домохозяйка из Абовяна. – Нас пятеро сестер, все они замужем и у всех дети родились в России. У трех сестер по трое детей, у одной – четверо. Только наша семья осталась в Армении, и больше одного ребенка мы позволить себе пока не можем. Муж уговаривает меня тоже отправиться в Россию, но я пока держусь – не хочу уезжать…"

Как это ни странно, но, несмотря на уже разработанную концепцию демографической политики, у нас нет никаких серьезных исследований по демографической тематике в общенациональном масштабе. Нет исследования, которое показало бы сегодняшнюю демографическую реальность во всех срезах. В том числе и в срезе миграции… А пока нет четкого и ясного понимания ситуации в комплексе, не может быть и комплексных мер. Здесь выделили пару тысяч, там поощрили на пару тысяч – в итоге имеем адекватный результат. На пару младенцев больше…

"Знаете, что больше всего напрягает? Неуверенность в завтрашнем дне, — признается мать 2-летнего Микаэла Аревик ВАРДАЗАРЯН. – Несмотря на то что государство якобы поощряет рождаемость и об этом говорится постоянно, на голову может неожиданно свалиться какой-нибудь "сюрприз" вроде закона "О временной нетрудоспособности", после чего возникает ощущение полной и абсолютной незащищенности и нестабильности. Правда, потом вроде исправили то, что напортачили, но, как говорится в известном анекдоте: осадок-то остался. Мы с мужем очень хотим иметь много детей, но ведь нужна немалая сумма, которой хватило бы хотя бы для начала. Денег нет и не может быть ни в одной среднестатистической семье в Армении, особенно при нынешних ценах. А государство дает мизер. Одного ребенка поднять на ноги все же легче, чем двоих-троих. Хотя и здесь можно говорить о проблемах часами – например, об отсутствии нормальных детсадов. Вообще проблему нужно решать в целом: повысить дотации и пособия, ввести льготы, ликвидировать проблему безработицы, сделать образование более доступным и т.д. – словом, реформировать систему, а не отдельные ее части…"