Логотип

«ДИАЛОГ» ИЛИ ПЛОЩАДЬ АГРЕССОРА?

Как же агрессивно ведут себя некоторые «представители гражданского общества», недавно посетившие Азербайджан в составе армянской делегации по инициативе «Мост мира». С одной стороны, реагировать на их выпады совсем не хотелось (из чувства брезгливости), но с другой – как промолчать, если эти люди позволяют себе открытые оскорбления в адрес собственных соотечественников?

«ЕСЛИ МЫ СЕЙЧАС ВЕРНЕМСЯ В ПРОШЛОЕ, БУДЕМ СЧИТАТЬ, КТО ЧТО СКАЗАЛ, КТО КОГДА ЧТО СДЕЛАЛ, кто и как себя вел, то это путь в никуда… По моему мнению, любой, кто выступает против армяно-азербайджанского и армяно-турецкого урегулирования на политической арене Армении, является либо иностранным агентом, либо негодяем, либо аполитичным идиотом», – заявляет один из участников упомянутой «группы представителей гражданского общества», Арег Кочинян.

Сильно, ничего не скажешь: обозвать соотечественников, которые просто сохраняют чувство реальности и моральный ориентир, «иностранными агентами», «негодяями» и «идиотами» – это, конечно, уровень.

«Мост мира»? О чём он, интересно? О том, что пока «представителей гражданского общества Армении» мастерски используют как «декорацию цивилизованности» для камеры, буквально за соседней стеной в бакинской тюрьме сидят армянские военнопленные и бывшие руководители Арцаха, которых судят как уголовников и террористов?

За что их судят? Была Республика Арцах – да, непризнанная, но проголосовавшая на референдуме за независимость и развивавшаяся демократически. Люди, которых сегодня судят в Баку, просто выполняли свои обязанности. Они никого не терроризировали и не убивали – хотели спокойно и мирно жить на своей земле. Урегулированием карабахского конфликта занимались три страны – США, Россия, Франция. Арцах и Армения ни на кого не нападали. Агрессия исходила именно от Азербайджана: Первая карабахская война, апрель 2016 года, 2020 год.

Ехать в Баку «ради диалога», когда за стенкой сидят твои соотечественники, – и при этом не выглядеть марионеткой в чужом спектакле… ну, это надо уметь. А потом что – рестораны, тосты, улыбчивые фото в стиле «смотрите, какие мы дружелюбные»?

И всё это – пока в «соседнем здании» армяне ждут приговора, вынесенного им не за преступления, а за то, что они были частью государственного института.

Нормальный человек такое не проглотит.

Сегодня в Баку судят не террористов – судят символы: людей, работавших в администрации, парламенте, силовых структурах Арцаха. Это примерно как судить мэра за то, что он был мэром. Они представляли государство, которое существовало де-факто, со своей Конституцией, выборами и институтами, обсуждаемыми десятилетиями Минской группой ОБСЕ. И все международные посредники прекрасно понимали, что это не «шайка террористов», а население, пытавшееся выжить после распада СССР и азербайджанских погромов, и построить своё будущее на родной земле.

АРЦАХ И АРМЕНИЯ, ПОВТОРИМСЯ, НИКОГДА НЕ НАЧИНАЛИ ВОЙНЫ. ФАКТЫ – ВЕЩЬ УПРЯМАЯ: 1988–1994 – конфликт после погромов армян в Сумгаите, Кировабаде, Баку; войну начинает Азербайджан. Апрель 2016-го – внезапное наступление Азербайджана. Сентябрь–октябрь 2020-го – полномасштабная война, развязанная Азербайджаном против Арцаха.

И даже сегодня вся «мирная риторика» Баку выглядит как «сдайте всё, а потом поговорим о мирной эпохе». И на этом фоне – армянская делегация, улыбающаяся на фото. У кого угодно это вызовет внутренний дискомфорт – у любого, у кого есть моральный компас.

Если твои люди находятся в тюрьме той страны, которая вела против тебя войны, – ты не идёшь пить и улыбаться с теми, кто их посадил.

«Не оглядывайтесь в прошлое», – говорит Кочинян, демонстрируя классический набор политического иллюзионизма: пас руками, дым – и вдруг виноватыми оказываются те, кто не согласен молчать и улыбаться.

Фраза «не оглядывайтесь в прошлое» звучит особенно прекрасно, когда в этом самом прошлом чётко видно, кто начинал войны, кто держал Арцах в блокаде, кто за двое суток провёл полную деарменизацию региона.

«С азербайджанскими партнерами есть взаимопонимание…» В чём именно? Взаимопонимание – это когда стороны понимают друг друга, а не когда одна сторона постоянно соглашается на всё, что ей ультимативно диктует другая.

А насчёт оскорблений в духе «агенты», «негодяи», «идиоты» – что ж, когда аргументов нет, начинается раздача ярлыков. Классический приём тех, кто боится дискуссии, потому что в ней выглядит слишком мелко.

И ещё – про «гнев, разочарование, недоверие как инструмент политиков», о которых вещает Кочинян.

Нет. Это нормальная реакция народа, у которого:

– забрали территорию,

– убили и выгнали тысячи людей,

– судят невиновных,

– а сверху ещё объясняют, что обижаться «немодно».

ЭТО НЕ ДИПЛОМАТИЯ И НЕ РЕАЛЬНЫЙ МИРНЫЙ ПРОЦЕСС. ЭТО МОРАЛЬНАЯ КАПИТУЛЯЦИЯ, красиво обёрнутая в фантик «мы за мир».

И людей, у которых есть мозги, память и совесть, персонажи вроде Кочиняна называют «агентами», «негодяями» и «идиотами» – просто потому, что они мешают продавать красивую сказку про мир ценой достоинства и реальности.

То есть:

– Если ты помнишь факты – ты «мешаешь».

– Если у тебя есть моральные ориентиры – ты «опасен».

– Если не пляшешь под чужую дудку – ты «агент».

– Если не проглатываешь манипуляции – ты «идиот».

Классическая формула: «все, кто не согласен, – либо шпионы, либо сумасшедшие, либо глупые».

Это даже не оскорбление – это показатель, что у человека не осталось ни фантазии, ни аргументов. Докинул бы ещё фразу «а кто меня не похвалит – тот против мира», и была бы коллекция полностью собрана.

А по факту – все, кого Кочинян и ему подобные публично оскорбляют и обвешивают ярлыками, могут носить эти «оценки» как знак качества. Добро пожаловать в ряды приличных людей!