Логотип

ЕРЕВАНУ НУЖЕН ПАМЯТНИК МАЙРИК

«С 1997 г. живу в Париже. Недавно, в очередной раз, побывал в Ереване, мне понравился культурный центр, новые архитектурные и ландшафтные решения вокруг театра Оперы и балета… Возвращаясь 30 сентября с церемонии отпевания тела известной всему миру актрисы Клаудии Кардинале в парижской церкви «Saint-Roch», я вдруг понял, что центру армянской столицы не хватает памятника армянской «Майрик», — той самой, чей образ в известной картине Анри Вернея воплотила Клаудия. В советские годы возле «Лебединого озера» была скульптурная композиция под названием «Материнство», она выглядела чересчур абстрактной в привязке к армянскому ландшафту», – написано в письме, полученном на днях редакцией «Голоса». Автор письма – наш соотечественник из Парижа архитектор Дереник Карапетян.

 «МАЙРИК» В ОДНОИМЕННОМ ФИЛЬМЕ ВЕРНЕЯ – ЭТО СОБИРАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ, в котором каждый армянин непременно узнает черты своей майрик. Кардинале сыграла множество ролей в культовых фильмах, которые известны всему миру: «Все дороги ведут в Рим», «Леопард», «Восемь с половиной» и в десятках других. Ее имя стоит в одном ряду с именами Элизабет Тейлор, Мерилин Монро, Софи Лорен, Катрин Денев. Как удалось голливудской диве – итальянке, которая большую часть жизни прожила во Франции, так убедительно воплотить на экране образ, знакомый каждому армянину, — загадка! Здесь нечто большее, чем добросовестное выполнение талантливой актрисой режиссерской задачи. Это надо было прочувствовать, понять боль, которая за плечами пожилой женщины-армянки.

 Когда к власти в Армении вернутся национальные силы, которые восстановят во внешней повестке РА вопрос международного признания и осуждения Геноцида армян в Западной Армении 1915 г., непременно надо будет поднять вопрос о памятнике армянской «Майрик».

 В чертах женщин, переживших Геноцид, угадывается лик Богоматери, начертанный рукой Тороса Рослина в Евангелии 1287 г., лик Богоматери с младенцем на рельефе церкви «Белой Богородицы» 14 века в Сюнике. А еще в них можно разглядеть черты матери на портрете С. Агаджаняна 1900 г. и на фотографии Михаила Калантаряна 1988 г., которая после разрушительного землетрясения в Спитаке и Гюмри обошла весь мир за подписью «Армянская мадонна»…

 Фильм Вернея с удивительной точностью воспроизвел дух армянской семьи — важную составляющую национальной идентичности, той идентичности, которой нас пытаются лишить, подвергая массовому отуречиванию. «Майрик» – это такой же символ национальной идентичности, как гора Арарат на государственном гербе РА, как портрет Маштоца в школьной азбуке, как национальная память, как обращение к истокам Веры.

Уверен, в Ереване непременно появится памятник армянской «Майрик» с чертами Клаудии Кардинале, а, может быть, с чертами другой женщины. Возможно, скульптор позаимствует черты у одной из тех матерей погибших героев, которых, по личному приказу Пашиняна, малиновые береты протащили по асфальту в военном пантеоне «Ераблур» 21 сентября 2022 г. Это была не просто расправа, так выглядело заранее спланированное посягательство на национальную идентичность, на самое святое – на матерей! Очередное богомерзкое публичное глумление режима над национальными святынями преследовало целью вытравить из армян культ семьи и матери. По приказу Пашиняна, громадные верзилы в форме полицейских расправились перед включенными телекамерами с матерями, которых некому было защитить, — их сыновья лежат в могилах! До сих пор за это публичное насилие никто не понес наказание, и это отнюдь не случайно: правящий режим проводит целенаправленную политику отрыва от национальных корней и отуречивания путем надругательства над духовными ценностями и святынями!

 Когда-нибудь, надеюсь, что скоро, армянский народ сбросит с себя ярмо позора, а в подростках будут воспитывать не тягу к марихуане, а уважение к семье, традициям, ко всему армянскому, что так ненавистно верхушке правящего режима и ее главарю. Тогда в центре Еревана непременно появится памятник армянской «Майрик» как символ возвращения к истокам и восстановления национального достоинства, а пока Пашинян объявил о намерении воздвигнуть памятник каменной глыбе, дескать, в Армении все построено из туфа, а памятника туфу нет…

Из жизни ушла Клаудиа Кардинале, остались созданные ею образы, в которых, по-прежнему, неувядаемая красота, щемящая правда жизни и любовь, которая питает Память…