Жарко в Ереване, душно. Ощущение, будто весь город укрыт плотным слоем пыли. И каждое очередное лето, еще более жаркое, пыльное и душное, чем предыдущее, еще более непредсказуемое в плане климатических выкрутасов, сигналит о необходимости незамедлительного решения давно уже назревших и перезревших экологических проблем.
Пыль
«Пыль в Ереване всегда была большой экологической проблемой, — говорит эколог Карине ДАНИЕЛЯН. — Она зашкаливала за все мыслимые пределы — раз в 10-13 выше нормы.
В ЭТОМ ГОДУ НИЧЕГО НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ, ИССЛЕДОВАНИЯ ПОКАЗЫВАЮТ, что в ереванской пыли присутствуют тяжелые металлы, и это существенный момент, потому что наличие тяжелых металлов может вызывать самые различные заболевания, вплоть до онкологии. Почему это происходит? Дело в том, что вокруг города функционируют рудники — правда, неметаллические, но их наличие все равно влияет на экологию, и в них так или иначе содержится определенное количество тяжелых металлов и опасных соединений. Речь идет об открытых разработках — песок добывают, камень, гравий, также есть производства на окраинах Еревана, которые в свою очередь «снабжают» столицу пылью. Кстати, один карьер у нас действует прямо в центре города, на месте бывшего Дворца молодежи. Такого не увидишь ни в одной столице мира. И, конечно, на концентрацию пыли серьезно влияет фактор того, что в Ереване мало зеленых зон. Более того, если есть свободные земельные территории — не озелененные, они тоже увеличивают количество пыли. Сколько раз мы со студентами проводили работы по озеленению в столице, причем согласуя это с мэрией, а через несколько лет на этом месте начиналось строительство, и деревья вырубались…»
Один из примеров — большой лесной массив, тянувшийся от Монумента до Сари Таха. В начале 90-х годов из-за энергетического коллапса в стране он был практически уничтожен — люди вырубали деревья, чтобы как-то обогреться в холодные зимы без света и тепла. Но потом лес стал самовосстанавливаться, и этому процессу нужно было помочь.
«Несколько лет мы работали на этой территории, — продолжает К.Даниелян. — А потом там провели так называемые предупредительные пожары и вместе с травой сожгли все восстанавливающиеся деревья. Все сгорело. После чего территория была роздана олигархам под строительство особняков. И сейчас там ведутся стройки, поднимаются «китайские» стены…»
А ведь это была именно это та часть города, которая снабжала центр чистым кислородом. Теперь она несет с собой одну только пыль. Более того, по словам эколога, развернувшиеся на вышеупомянутой территории стройки далеко не безопасны для самих собственников, строящих там дома.
«Это оползневая зона, строить в ее пределах очень опасно. В нынешних условиях, когда происходит изменение климата катастрофическими темпами и сели стали едва ли не повседневным явлением, не знаешь, какой «сюрприз» преподнесет природа. Вся застройка на вышеупомянутой территории может быть просто снесена одним сильным селем. Эта полоса в свое время не случайно была засажена деревьями. Помимо очищения воздуха деревья выполняли и функцию укрепления почвы. А теперь все уничтожено», — говорит К.Даниелян.
Зеленые зоны
На первый взгляд в Ереване какая-то работа по озеленению идет. По крайней мере сажают цветы, что, конечно, радует глаз и эстетически выглядит весьма привлекательно.
НО СПЕЦИАЛИСТЫ УЖЕ МНОГО ЛЕТ ПОДРЯД ГОВОРЯТ О ТОМ, ЧТО ЭТОГО НЕДОСТАТОЧНО, городу помимо «роз-тюльпанов-петуний» нужна активная зеленая масса. А ее-то как раз очень мало. «Есть пространства в парках, где стоят полувысохшие деревья, мы видим, как уничтожаются газоны — ну хоть эту проблемы можно для начала решить, — констатирует К.Даниелян. — Посмотрите, что творится на территории напротив памятника Вардану Мамиконяну. Опять же в свое время мы со студентами несколько лет работали, создавая на берегу Гедара небольшую тополиную рощицу. А сейчас на этом месте построили огромную гостиницу. Мало того, что Гедар закрыли, так еще и гостиница там красуется. А когда где-то строят подобные объекты, то, даже если деревья не вырубают, можно считать, что их же нет. Потому что при прокладке коммуникаций повреждаются корни деревьев, и в итоге они засыхают. Градостроительные власти, в частности, в лице Нарека Саркисяна то и дело твердили, что любое здание у нас должно быть окружено зеленой зоной. Реальность же такова: там, где есть зеленая зона, ее обязательно застраивают.
Дожди, ливни, сели…
Ереван беззащитен перед возможными наводнениями и селями — такой вердикт выносят экологи.
ПЛАНЕТА РАЗБАЛАНСИРОВАНА, ПРИРОДА НАКАЗЫВАЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, И ЕСТЬ ЗА ЧТО, климат, как уже было сказано выше, драматично меняется, когда наказание дойдет до нас, никто не может сказать. Вопрос адаптации к возможным природным катаклизмам во всем мире стоит в повестке дня, структуры ООН постоянно проводят всевозможные программы по предотвращению, по адаптации к стихийным бедствиям. А мы как будто спим. Хотя не так уж и давно столица сталкивалась с крупным наводнением, которое принесло много разрушений. И человеческие жертвы были. Речь о наводнении 1946 года, когда Ереван покрылся водой. И в начале 50-х годов тоже были наводнения…
«Мы не случайно воевали за Гедар, который многие называли «грязным ручьем», — говорит К.Даниелян. — Почему ему нужна была большая территория? Да потому, что этот «ручей» весной и осенью может превращаться в огромный сель, обрушивающийся на город. Но об этом никто не хочет помнить. А что мы имеем сегодня? Застроили селеотвод, наверху построили всякое-разное. Как можно застраивать селеотвод?! В Генплане черным по белому написано, что в центральной части столицы Гедар нужно оставить как естественный ландшафт. Теперь все закрыли, и кроме всего прочего, Гедар сегодня и чистить трудно. Он принимает отходы, сточные воды, никто сегодня не скажет, в какой части он замусорен и уже непроходим. Это ужасно. Кроме того, в северной части города — в Аване и еще севернее, в пригороде, были специально созданы два селеприемника. Но и они застроены и завалены строительным мусором — словом, не действуют…»
Между тем столичные власти должны предпринять незамедлительные шаги, чтобы обезопасить столицу от возможных рисков, вероятность которых сегодня очень велика. Мы уже увидели, что происходит в Ереване даже после не очень серьезного ливня. Кроме всех вышеперечисленных факторов, дренажная система в столице не подготовлена и не справляется с нагрузкой. Вдобавок, при сегодняшней хаотичной застройке, когда высотки воздвигаются где угодно, никто не считается с тем, как и куда должна проходить вода, если случится ливень, как должны осуществляться ливневые стоки, если на их пути стоят высотки.
«Кстати, обратите внимание, когда весной тает снег или случаются продолжительные дожди, рядом с Гедаром можно увидеть текущую реку, — говорит К. Даниелян. — Что это значит? Вода пытается найти свое «законное» место, а место закрыто. Да, дренажная система должна принимать воды, но, во-первых, она не рассчитана на такое изменение климата, во-вторых, не рассчитана на такую застройку, которая совершенно перекрывает дорогу для воды. Все эти проблемы нуждаются в незамедлительном внимании и решении, иначе при первой же экстремальной ситуации город столкнется с трудностями поистине неподъемными…»
