Логотип

«ЕСЛИ ТРАМПУ МОЖНО, ПОЧЕМУ НАМ НЕЛЬЗЯ?»

«ЕСЛИ ТРАМПУ МОЖНО, ПОЧЕМУ НАМ НЕЛЬЗЯ?»

Новый, 2026 год, начался по традиции с того, с чего давно уже начинаются «новые годы» современного мира. Все желают мира, любви и счастья, а потом — бац! — и мир снова напоминает, что человечество не меняется. Новогодние салюты отгремели, и шокирующие новости из Венесуэлы взорвали международную повестку в первые дни 2026-го.

НАПОМНИМ: 3 ЯНВАРЯ РАНО УТРОМ США ПРОВЕЛИ КРУПНОМАСШТАБНУЮ ВОЕННУЮ ОПЕРАЦИЮ В ВЕНЕСУЭЛЕ: бомбардировки военных объектов в Каракасе и вокруг, плюс рейд спецназа Delta Force. В результате захватили президента Николаса Мадуро и его жену Силию Флорес, вывезли в Нью-Йорк. Мадуро обвиняют в наркотрафике, терроризме и отмывании (старые обвинения 2020-го, но теперь «активировали»).

Трамп заявил: США временно «будут управлять» Венесуэлой, чтобы «перейти к безопасному переходу власти», и американские нефтяные компании вложат миллиарды в восстановление инфраструктуры, чтобы «запустить нефть». На минуточку: у Венесуэлы крупнейшие запасы в мире.

По венесуэльским данным, около 80 убитых (военные, охрана Мадуро, гражданские) плюс 32 кубинца, у США — без потерь.

Как отреагировал мир? Предметно – никак. В контексте действий США в Венесуэле посыпались заявления на предмет «нарушения суверенитета» от стран Латинской Америки, Европа заявила о нарушении международного права, ООН в лице Гуттериша как всегда «глубоко встревожена».

Что произошло на самом деле? Прямая военная интервенция США в Венесуэлу с целью смены режима и контроля над нефтью. Собственно, Трамп и не скрывает, открыто говоря: «Мы перевернули сценарий — раньше платили кровью и ничего не получали, теперь получим ресурсы».

Что-то этот американский сценарий напоминает, не правда ли? Ирак при Буше, Ливию, Сирию… Сценарий с Венесуэлой – очевидное эхо классических американских интервенций начала 2000-х, только с троллингом в стиле Трампа и нефтью в главной роли.

Вторжение американцев в Ирак при Буше, 2003 год – тогда, как и сегодня, со стороны звучало оправдание, дескать, речь идет о «борьбе с угрозой» — якобы терроризмом и оружием массового поражения, которого, как выяснилось, у Ирака не было. Но в итоге — полная смена режима, казнь Саддама Хусейна, передел нефтяного сектора. Сегодня в связи с ситуацией в Венесуэле министр обороны США Хегсет прямо говорит: «Это противоположность Ираку — мы не тратим кровь зря, а получаем экономику».

Между тем в отличие от полномасштабного вторжения в Ирак с оккупацией на годы, хаосом и партизанской войной в Венесуэле США провели молниеносный рейд.

В Ливии в 2011 году под соусом «защиты гражданского населения» действия США (правда, в данном случае под флагом НАТО и ООН, многосторонние), привели к полнейшему хаосу и разрушению страны, и опять же к смене режима в результате свержения и убийства Каддафи. 

Примерно аналогичный сценарий действовал в Сирии, а если идти еще дальше в ретроспективу, то в Панаме в 1989-ом, когда  США осуществили военное вторжение  (операция «Правое дело») для свержения Мануэля Норьеги, установления лояльного США правительства, ликвидации панамской армии и установления контроля над Панамским каналом.

Сегодня, в связи с вторжением США в Венесуэлу, Генсек ООН Антониу Гутерриш заявляет об «опасном прецеденте» в нарушение норм международного права. Но позвольте, этот «прецедент» давно уже в обороте, а международное право давно уже в коме.

КОГДА АЗЕРБАЙДЖАН В 2020 ГОДУ НАЧАЛ ПОЛНОМАСШТАБНУЮ ВОЙНУ ПРОТИВ АРЦАХА, обнулил переговорный процесс по урегулированию карабахского конфликта под эгидой  Минской группы ОБСЕ, тот же Гутерриш ограничился «глубокой озабоченностью» и призывами к обеим сторонам. Никаких санкций, никаких реальных последствий для наказания агрессора — и в итоге Баку добился своего силой.

Не потому ли Трамп так восхищается Ильхамом Алиевым? В августе 2025-го, после церемонии подписания мирного договора в Вашингтоне, Трамп назвал Алиева «great leader» и «visionary», подарил символический ключ от Белого дома и прислал фото с подписью «Ilham, you are a great leader». Алиев в ответ назвал Трампа «самым важным лидером мира». Это после 44-дневной войны, 10-месячной блокады, сентябрьской агрессии 2023-го и полной деарменизации Арцаха. Все сошло с рук — потому что Трамп увидел в Алиеве полезного партнера по энергии, геополитике и антииранской повестке.

Мы неоднократно писали о том, что в международном праве «сила права» давно заменена на «право силы». События в Венесуэле – не прецедент, а очередное доказательство того, что в современном мире торжествует «право силы». Международное право работает, только когда сильные согласны его соблюдать. Когда нет – оно «озабочено». Венесуэла это подтверждает: военное вторжение США, захват президента Мадуро, контроль над ресурсами мир проглотит, как проглотил Карабах.

И если завтра Азербайджан или Турция (или оба вместе) захотят напасть на Армению и стереть ее с лица земли — для них это вполне рабочий сценарий. Если Трампу можно Венесуэлу, почему им нельзя?

Что, если антироссийский курс Пашиняна завершится полным разрывом с Москвой? Де-юре выход из ОДКБ, давление на 102-ю российскую базу, грубые нарушения армянской  Конституции, запуск TRIPP (а в реальности «Зангезурского коридора» при сохранении формального суверенитета Армении)? Армения станет максимально уязвимой. Без российского сдерживания, с экономической зависимостью от «коридора» Баку и Анкара могут решить: «Если Трампу можно Венесуэлу, почему нам нельзя Сюник?». Под предлогом «безопасности коридора», «фашизма» (Алиев ведь не бесцельно публично называет Армению «фашистским государством») или любого другого выдуманного повода. А по сути — чтобы раз и навсегда решить армянский вопрос, головную боль азербайджано-турецкого братства на пути к Великому Турану.

Венесуэла для Армении — действительно опасный сигнал: захватчику можно все. Кто-нибудь сомневается, что мир «проглотит» Венесуэлу, как проглотил Арцах, выразив при этом «глубокую озабоченность»?