Судя по данным статистического комитета РА, армянская промышленность продолжает падать. В январе-сентябре, по сравнению с тем же периодом прошлого года, объем производства промышленной продукции в Армении сократился на 5,7%. И это в текущих ценах, то есть в денежном выражении. Если же учесть, что за указанный период был зафиксирован рост цен производителей промышленной продукции, а в сентябре этот рост достиг 5,9% по сравнению с прошлогодним сентябрем, то можно констатировать, что спад физического объема произведенной продукции был более существенным.
Так или иначе, очевидно, что промышленный сектор экономики Армении медленно но верно катится вниз. Само по себе это явление весьма тревожное. Однако есть фактор, который усугубляет эти тревоги. Недавно в парламенте, в ходе обсуждений проекта бюджета на 2026 год, министр экономики рассказывал депутатам о том, что при нормализации отношений Армения и Азербайджан в сфере торговли могут «не конкурировать, а дополнять друг друга». «Значительная часть экспорта Азербайджана соответствует нашим потребностям в импорте, и наоборот. То есть мы не конкурируем, но можем продавать друг другу многие товары», — отметил министр. Обратил внимание министр и на торговое взаимодействие Армении и Турции, подчеркнув, что объем армяно-турецкой торговли может достичь 750-800 миллионов долларов, то есть практически удвоиться.
И вот тут возникает резонный вопрос: а с чего это министр решил, что можно рассчитывать на принцип «взаимодополняемости» в прогнозируемом армяно-азербайджанском и армяно-турецком торговом сотрудничестве? Ведь опыт свидетельствует прямо об обратном. Взаимности здесь нет от слова вообще.
Так, например, в прошлом году Армения экспортировала в Турцию товаров на 413 тысяч долларов, а импортировала турецких товаров на 335 миллионов долларов. В текущем году аналогичный дисбаланс сохранялся. За 9 месяцев армянский экспорт в Турцию составил 304 тысячи долларов, тогда как турецких товаров было импортировано на 254 миллиона. Годами турецкая продукция завоевывает армянские потребительские рынки, не давая возможности армянским товарам выйти на турецкий рынок. По сути, осуществляется политика торгово-экономической экспансии.
С какой стати в Анкаре от этого подхода должны отказаться? И с какой стати в Баку не должны перенять турецкий опыт? Даже если теоретически допустить, что наступил мир. Кто сказал, что в условиях мира страны не конкурируют и не продвигают свои экономические интересы в ущерб другим? И как вообще можно говорить о принципе взаимодополняемости в торговле между Арменией и Азербайджаном, когда Алиев говорит, что азербайджанцы должны вернуться на свои «исторические земли» в Армению не на танках, а на машинах?
На этом фоне падение объемов промышленного производства в Армении представляется и вовсе драматичным. Промсектор падает на фоне вырисовывающейся перспективы усиления торгово-экономической экспансии со стороны Турции и Азербайджана. Такая перспектива может и вовсе добить армянскую промышленность…
