Два года назад в эти дни задыхавшиеся в кольце тотальной блокады и лишенные в буквальном смысле куска хлеба жители Нагорного Карабаха (Арцаха) все же не теряли остатки надежды на человеческую справедливость и совесть цивилизованного мира, ожидая некоего прорыва. Однако чуда не произошло – игнорируя с циничной последовательностью решения и призывы авторитетных международных организаций, бакинский режим методично осуществлял свою геноцидную политику и в итоге пошел на откровенное преступление против человечности, совершив посредством масштабного вооруженного нападения на мирных людей этнические чистки и полностью лишив известный еще со времен античности армянский край исконного населения.
ПОЛОЖЕНИЕ АРЦАХЦЕВ В ТЕ ДНИ НАПОМИНАЛО НАТУРАЛЬНЫЙ ФАШИСТСКИЙ КОНЦЛАГЕРЬ – оторванные от внешнего мира люди были лишены самого элементарного – продуктов питания, лекарств, тепла, света, воды. Помимо физических лишений, они подвергались ежеминутному психологическому террору, угрозам и шантажу. «Арцах в настоящее время является единственной территорией в мире, которая находится в полной осаде и куда даже международное сообщество не имеет доступа, – отметил в те дни в своем обращении к акторам международного сообщества президент НКР Араик Арутюнян, добавив, что с точки зрения защиты прав человека Арцах стал «черной дырой, где могут произойти все преступления, которые видела человеческая цивилизация». Словно в подтверждение его слов, в тот период в Арцахе распространилась шокирующая новость – о строительстве массовой тюрьмы в пограничном Агдаме (Акна) для армянских мужчин. Позднее сей факт подтвердил в своем расследовании на основе спутниковых снимков New Lines Magazine: «Азербайджан строил концентрационный лагерь, куда готовился заключить жителей Нагорного Карабаха».
«Используя спутниковые снимки Planet Labs, мы определили интересующее нас место, которое, вероятно, является концентрационным лагерем. К югу от археологического комплекса Тигранакерт, недалеко от деревни Шахбулаг, находится большое, недавно построенное, но незаконченное строение. Чтобы оценить, является ли комплекс тюрьмой, мы применили методы пространственного анализа для выявления характеристик, обычно ассоциируемых с исправительными учреждениями в более широком регионе, в частности, с учреждениями для «средневековых пыток» в Туркменистане и политическими тюрьмами в Турции, о которых сообщал Foreign Policy», – отмечал New Lines Magazine, детализируя: «временной ряд спутниковых снимков со спутника Copernicus Sentinel-2A Европейского космического агентства показал, что строительство объекта площадью примерно 500000 квадратных футов, вероятно, началось в июле 2022 года и остановилось в конце августа или начале сентября 2023 года».
Такую участь готовил арцахцам алиевский режим, одновременно для отвода глаз разглагольствуя об интеграции и радужных перспективах жизни в составе «многонационального» и «мультикультурного» Азербайджана.
На самом деле Алиев и его приспешники не гнушались никакими методами и средствами для достижения своих преступных целей. При молчаливом согласии соответствующих мировых центров бакинский режим в итоге достиг своего: предварительно превратив Нагорный Карабах в «черную дыру», в отрезанный от мира своеобразный фашистский концентрационный лагерь, где творились «все преступления, которые видела человеческая цивилизация»: террор, убийства, насилие, похищения, пытки, разделение членов семей, лишение человека пищи, тепла и других жизненно необходимых ресурсов, вынудил последние 120 тысяч арцахцев, в том числе свыше 30 тысяч детей, покинуть перед прямой угрозой смерти свою многовековую родину.
Многие солидные эксперты в то время отмечали, что политику алиевского режима в отношении Арцаха следует рассматривать в контексте международного терроризма и применять соответствующие международные механизмы наказания и сдерживания. Исходящая от бакинского режима угроза силового захвата Арцаха, истребления, порабощения или изгнания его народа была более чем очевидна. В условиях, когда вражеское кольцо вокруг Арцаха сжималось с каждым часом, арцахцы нуждались в широкой конкретной поддержке цивилизованного мира, людей доброй воли. Такая поддержка предотвратила бы гибель маленького христианского края, окончательное уничтожение варварами уникального древнего культурного и духовного наследия арцахцев.
Между тем, игнорируя решения и призывы Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), Международного суда ООН, Европарламента, Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) и многих других авторитетных организаций, Алиев, всячески поддерживаемый «старшим братом» Эрдоганом, позволял себе открыто угрожать тем немногим представителям международного сообщества, которые имели смелость говорить прямо и открыто о нависших над народом Арцаха экзистенциальных угрозах и призывали задействовать все существующие международные механизмы для предотвращения этнических чисток и геноцида.
Увы, «цивилизованный мир» не услышал голос задыхающегося в средневековой осаде, но не прекращающего неравную борьбу Арцаха. Народ Арцаха, являвшийся согласно международному праву полноправным членом семьи народов мира и придерживавшийся всех зафиксированных в Уставе ООН общечеловеческих норм и принципов, так и не дождался решительной поддержки «цивилизованного мира». Нефть и газ в итоге оказались дороже человеческой жизни и слезы невинного ребенка. Фактически главарю деспотичного квазигосударства со столетней историей и поддержавшим его темным силам удалось подорвать фундаментальные основы мирового порядка и прав человека.
Как после всего этого сегодня верить этим фашистам, вырядившимся вдруг в тогу миротворца?