Процесс делимитации и демаркации границы между Арменией и Азербайджаном, начатый после окончания боевых действий, получил новый импульс после договоренностей, достигнутых Баку и Ереваном при поддержке США, 8 августа в Вашингтоне. Эти договоренности, помимо парафирования мирного соглашения, касаются также разблокировки транспортных коммуникаций, тем самым внося существенные коррективы в ранее согласованные планы пограничных работ.
Корреспондент Deutsche Welle побывал на делимитированных участках границы, чтобы понять, как эти соглашения и сам процесс отразились на жизни местных жителей.
О приграничном с Азербайджаном армянском селе Киранц в Тавушской области на северо-востоке страны многие узнали в 2024 году, когда Армения и Азербайджан впервые с момента распада СССР и после двух крупных войн за Нагорный Карабах- в начале 1990-х и 2020 годах — приступили к делимитации границы по советским картам. Именно здесь, в Киранце, в результате делимитации, часть села оказалась по ту сторону границы. Жизнь населенного пункта, разделенного надвое, стала символом послевоенных перемен.
Этот процесс вызвал внутриполитический кризис в Армении, приведший к массовым протестам. Основной движущей силой протеста стало движение «Тавуш во имя Родины» во главе с архиепископом Багратом Галстаняном, позже арестованным вместе с группой его единомышленников по делу о «подготовке теракта и попытке захвата власти». Протестующие требовали прекращения «односторонней передачи территорий Азербайджану» и, в конечном итоге, отставки премьер-министра Никола Пашиняна, обвиняя его в территориальных уступках. Движение организовало шествие из приграничного Тавуша в столицу Ереван, где проводились многочисленные митинги. Но процесс оформления новой границы не был остановлен.
В селе Киранц, которое было частично разделено в результате делимитации в 2024 году, люди пытаются адаптироваться к новым условиям. Владельцы некоторых домов, оказавшихся на азербайджанской стороне, получили компенсацию от государства. Для психологической защиты была возведена стена, проходящая вдоль межгосударственной дороги, соединяющей Армению и Грузию. Эта стена находится всего в нескольких десятках метров от местной школы, которая была спроектирована в 2019 году и сдана в эксплуатацию после войны.
Несмотря на снижение напряженности, жители сталкиваются и со сложностями. Ограничение доступа к пастбищам и пахотным землям привело к ухудшению социально-экономического положения: поголовье скота в селе сократилось почти вдвое. Помимо экономических проблем, местные жители отмечают сильное психологическое давление из-за вида флага Азербайджана — страны, с которой Армения дважды воевала. А также от пограничной стены и колючей проволоки, которые расположены теперь очень близко к их домам. Один из жителей, выражая разочарование, отметил в беседе с DW, что «это потеря Родины, а не просто имущества, как пытаются представить власти».
Спустя больше года после начала процесса уточнения новой армяно-азербайджанской границы на уровне межправительственной комиссии, всего лишь мизерная часть пограничной линии была делимитирована. Согласно официальным источникам, речь идет о 11,7 км границы, общая протяженность которой около 1000 км.
На участках, где делимитация уже проведена, по заявлениям армянских властей и некоторых местных жителей, наблюдается существенное снижение напряженности. Об этом свидетельствует и форма охраны этих участков границы — ее осуществляет не армия, а пограничные силы. С обеих сторон они несут службу в облегченной экипировке: без касок и бронежилетов. Даже магазины с патронами находятся отдельно от автоматов, в сумках у военнослужащих.
Однако, несмотря на видимую стабильность и заверения официальных лиц, для местных жителей ситуация остается психологически сложной. «Да, сейчас все тихо, но откуда уверенность, что и в будущем будет безопасно?» — задается вопросом в беседе с DW один из жителей села.
По мнению армянского политолога Александра Искандаряна, директора Института Кавказа, ситуация не однозначна. Он считает, что власти Армении пытаются представить процесс делимитации и демаркации как разрешение конфликта и говорят о значительном снижении рисков новой эскалации. «Отчасти это действительно так: эскалации сейчас меньше, чем было раньше, но это не результат договоренностей в Вашингтоне. Ситуация была сравнительно стабильной еще до этого», — отметил Искандарян в беседе с DW.
Новости Армении – NEWS.am