Жильцы ереванского дома по адресу Сисакяна, 20 в последнее время все чаще привлекают внимание СМИ, чтобы достучаться до властей в надежде решить проблему аварийного здания, построенного в 1960 году в Ачапняке – районе, печально известном грунтовыми водами, которые приводят в негодность постройки.
Речь идет о строении, в котором когда-то располагалась музыкальная школа. Здание давно пришло в негодность, тем не менее городские власти решили переселить сюда беженцев из Азербайджана, занимающих помещения в гостиницах столицы.
— ИЗНАЧАЛЬНО ВЛАСТИ ПЛАНИРОВАЛИ ПЕРЕСЕЛИТЬ 8 СЕМЕЙ ИЗ ГОСТИНИЦЫ «СЕБАСТИЯ» ПО УЛИЦЕ ЛЕНИНГРАДЯН, но в итоге заселили 18 семей, не позаботившись о безопасности. К одному из официальных ответов был прикреплен чертеж, по которому стало ясно, что они только пристроили туалеты к комнатам, но при этом не укрепили пол, допустили множество нарушений СНиП. Стены возвели без фундаментов, не были встроены форточки для вентиляции, а под кафелем мы позже обнаружили строительный мусор, — рассказывает инженер Татьяна Караханова.

Когда собеседница пригласила к себе, чтобы показать условия проживания в квартире, состояние которой не додумались бы воссоздать даже в фильмах-ужасах. Представьте закуток, где целым выглядит лишь окно с видом на улицу. А стены, потолок, дверь держатся на подпорках, которые могут обвалиться в любую минуту и разнести все вокруг. По словам собеседницы, после многократных аварий канализационные и водопроводные трубы ее жилья окончательно пришли в негодность. Очень трудно ровно стоять или пройти по перекошенному, в колдобинах и образовавшихся ямах полу, заставленному мышеловками. Плесень, комары и мухи уже стали обычной составляющей быта этой 77-летней женщины. А с начала сентября текущего года она не может запереть дверь, которая уже просто висит в проеме.

Татьяна Караханова рассказывает, что это помещение площадью в 10 квадратных метров (вместе с санузлом) ей в 2023 году под угрозой расправы неких молодчиков навязали в качестве «компенсации» за занимаемую в гостинице «Себастия» комнату в 16 квадратных метров. Тогда некому было заступиться за одинокую беженку, которая спаслась от бакинских погромов в начале 1990-х и нашла приют в Армении. И, судя по тому, в каких условиях вынуждена жить эта женщина, чьи обращения все эти годы игнорируют власти, очевидно, что до проблем беззащитного пенсионера никому нет дела — ни МЧС, ни мэру, ни правительству.
Тикин Татьяна показывает пухлую папку с коллективными обращениями жильцов первого этажа здания в различные инстанции — от кондоминиума, префектуры Ачапняка, мэрии Еревана до аппарата правительства. Примечательно, что все обращения лично к Н. Пашиняну были переадресованы по нисходящим инстанциям, а ответы были подписаны заместителем префекта Ачапняка. Жильцы просят переселить их или, на крайний случай, помочь с ремонтом канализации и водопровода, коридора, стены которого подпирают наспех установленные подпорки. В другой папке она собрала ответы чиновников, которые написаны как под копирку, только даты разные. Ответы от представителей власти всех уровней сводятся к тому, что любые вопросы, связанные с ремонтом жилья, закрепленными в собственность, возлагаются на их владельцев. Только в одном письме была приписка, что попробуют за счет бюджета окружного муниципалитета помочь с ремонтом. Но действенной помощи так и не последовало.

— ВЛАСТИ ОТКАЗЫВАЮТСЯ НАМ ПОМОЧЬ В ЛЮБОМ ВОПРОСЕ, СВЯЗАННОМ С УКРЕПЛЕНИЕМ ЗДАНИЯ, которое классифицировалось частично 3-й степени, а частично 2-й степени аварийности. А в ответе на очередной запрос от Т. Карахановой и вовсе умудрились изменить систему классификации дома. Как следует из письма, этому строению присудили целиком 2-ю степень сейсмостойкости. Недавно в коридоре один из жильцов поскользнулся на мокром полу и получил перелом бедра, а через несколько дней у него оторвался тромб — врачи не смогли спасти человека. Где гарантия, что еще кто-то не пострадает в таких условиях – скажем, от обвала стены? Не обвинят ли нас в этом, не привлекут ли к ответственности за причинение вреда по неосторожности? – возмущаются жильцы и наперебой приглашают к себе, чтобы показать свое жилье.
Эльза Осипян с горечью показывает на покрытые грибком и сыростью стены своей квартиры. Говорит, что в 2003 году согласилась на переезд в это здание из-за опасений, что ее двум сыновьям-подросткам могут навредить те, кто занимался расселением. Ее муж потерял ногу во время войны –добровольцем воевал в начале 1990-х в Первой Арцахской войне и в 2016 году. Женщина рассказывает, что насчет улучшения жилищных условий она неоднократно обращалась за помощью в Министерство обороны, но тщетно. В результате семье из 5 человек пришлось довольствоваться 2-комнатной квавртирой в этом аварийном здании.

Елизавета Погосова показывает облупившиеся стены и сырые полы, под которые стекает вода из поврежденных коммуникаций. Говорит, что ее с супругом переселили сюда из гостиницы «Севан». После смерти мужа она перенесла несколько операций, вся пенсия уходит на лекарства. Так что одинокая пенсионерка при всем желании не может отремонтировать жилье. Но никому нет дела до ее проблем.
Женщина перестукивается с соседкой через стенку. Услышав о том, что об их ситуации напишут в газете, соседка Любовь Романова приглашает к себе и показывает на стены, которые больше напоминают баню, нежели жилое помещение.
— Пожалуйста, расскажите о нашей проблеме. Как можно жить в таких условиях, в такой сырости?
Одна из соседок — многодетная мать, рассказала, что недавно стена в спальне стала обваливаться посреди ночи. Каково это, когда в панике в 4 часа утра приходится спешно эвакуировать 4 малышей? Женщина не может понять безразличие мэрии, которая на все жалобы отвечает дежурными фразами о том, что расселяют только жильцов зданий 4-й степени аварийности.
— Пусть хотя бы стройматериалы нам выделят, чтобы мы смогли своими силами укрепить стены, — возмущается молодая женщина.
Сусанна Сагателян предлагает мэрии самый простой вариант решения проблемы – переселить жильцов первого этажа в одну из пустующих новостроек, а аварийный этаж залить бетоном. Казалось бы, просто…
Помнится, в период предвыборной агитации Тигран Авинян ходил по улицам столицы и в рупор выкрикивал обнадеживающий слоган: «Скажите – сделаем!»