Логотип

ИРАН-АРМЕНИЯ: ПОСТРАДАЕТ ЛИ ВЗАИМОВЫГОДНЫЙ ПРОЕКТ?

Судя по всему, арабским государствам во главе с Саудовской Аравией удалось-таки отговорить Дональда Трампа от нападения на Иран. Главной озабоченностью для президента США стало то обстоятельство, что попытка свергнуть иранский режим вызовет потрясения на нефтяных рынках и в конечном счете навредит самой американской экономике. Однако до того, 12-го января, Трамп успел заявить о введении 25%-ных импортных пошлин на поступающие в США товары из стран, сотрудничающих с Ираном, причем решение вступило в силу немедленно…

На последовавшем после заседания правительства Армении 15-го января брифинге Пашинян абстрактно отреагировал на решение президента США, хотя оно напрямую касалось и нашей страны. «Армения де-юре ознакомится с содержанием решения о введении 25-процентной пошлины на все страны, ведущие бизнес с Ираном, и при необходимости начнет консультации со всеми соответствующими партнерами», — сказал он.

НЕ БУДЕМ ЗАБЫВАТЬ, ЧТО В ПРОШЛОМ ГОДУ МЕЖДУ ЕАЭС И ИРАНОМ БЫЛО ЗАКЛЮЧЕНО соглашение о свободной торговле, по которому экспортно-импортные операции в отношении широкого круга товаров совершаются по нулевой ставке таможенной пошлины. Таким образом, решение США бьет и по этому соглашению, и в целом относится ко всем странам евразийского интеграционного союза.

Однако дело вовсе не в удорожании экспортируемых из стран ЕАЭС в США товаров, ведь у всех них торговый оборот с этой заморской державой не так уж и велик. Так, по данным национального Статкомитета РА за 11 месяцев 2025 года, внешнеторговый оборот между Арменией и США относительно того же периода предыдущего года упал с $381 млн до $315 млн (удельный вес среди других торговых партнеров – всего 1,7%). Причем, экспорт из нашей страны в США за указанный период составил всего $46 млн (остальное – импорт из США).

Как говорится, невелика потеря, если не будет и этих $46 миллионов. Однако захотят ли власти Армении гневить США продолжением своего экономического взаимодействия с опальной страной? И был ли по этому поводу разговор на недавней встрече в Вашингтоне между министром иностранных дел Армении Араратом Мирзояном и главой Госдепа США Марко Рубио или увлеченный проектом TRIPP руководитель внешнеполитического ведомства Армении не счел этот вопрос актуальным? Судя по приведенному выше ответу Пашиняна на брифинге — второе.

Собственно и с Ираном внешнеторговый оборот Армении несмотря на соглашение о свободной, беспошлинной, торговле не поражает воображение. За 11 месяцев прошлого года экспорт в соседнюю страну составил всего $83 млн, причем отрицательный торговый баланс Армении (превышение импорта над экспортом) за год увеличился с $463 млн до $531 млн. Таким образом, даже если допустить, что экспорт в США станет обременительным для армянских компаний или, напротив, власти Армении, будучи поставлены перед жестким выбором, предпочтут свернуть торговлю с Ираном, ни то, ни другое для армянской стороны критическим не будет. Однако есть одно важное «но».

Ключевым экспортным товаром Армении в Иран является вовсе не баранина, а бартерная электроэнергия, взамен которой наша страна получает газ. Этот проект является взаимовыгодным, а введение в эксплуатацию 3-й высоковольтной ЛЭП Иран-Армения позволит чуть ли не втрое расширить поставки излишков армянской электроэнергии в соседнюю страну и соответственно получать оттуда взамен большее количество голубого топлива. Тем более, что, как заявил новый посол Ирана в Армении Халил Ширголами на пресс-конференции 14-го января, затянувшееся строительство ЛЭП наконец подходит к концу, и работы завершены на 92-94%. И было бы очень жаль из-за позиции США лишиться возможности сбывать в Иран излишки генерируемой в Армении электроэнергии.

Что же касается обесценивания иранской национальной валюты, с чего собственно там и начались массовые волнения, то это на руку только армянским импортерам иранских товаров, которые в результате подешевели. И напротив, армянский экспорт в Иран заметно подорожает, что может привести к снижению спроса и сокращению объемов экспорта. Это плохая новость с учетом уже приведенного выше торгового баланса между двумя странами.