Волна репрессий, начавшаяся в Азербайджане в 2023 году, полностью уничтожила независимые СМИ, правозащитную деятельность и гражданский активизм. Пространство для оппозиционной политической активности значительно сузилось, поскольку общественное мнение было направлено на дискурс «внешних врагов» и «солидарности», распространяемый через правительственные СМИ, а свобода собраний и протестов была ограничена в беспрецедентных масштабах, пишет OC Media.
В ответ многие активисты покинули страну, а те, кто остался, с трудом адаптируются к новым условиям. Те представители гражданского общества, которые ещё не подверглись прямым репрессиям, но находятся в зоне риска, как правило, выживали лишь благодаря преднамеренному «молчанию» как способу избежать волны арестов и сохранить своё существование.
Ожидалось, что непрекращающаяся волна репрессий последних двух лет серьёзно навредит отношениям Азербайджана с западными политическими институтами и приведёт к его изоляции. Многие предсказывали введение санкций или предъявление чётких требований к Азербайджану, а также то, что власти будут вынуждены пойти на уступки. Однако ни одно из этих ожиданий не оправдалось.
Напротив, в последние месяцы отношения правительства Азербайджана с западными государствами и политическими институтами начали развиваться. Несмотря на наличие почти 400 политзаключённых, руководство Азербайджана было тепло встречено демократическим миром на 6-м и 7-м саммитах Европейского политического сообщества, состоявшихся в мае и сентябре 2025 года.
На первый взгляд, такой подход кажется нерациональным и несовместимым с демократическими ценностями. Однако, чтобы понять его, необходимо внимательно изучить методологию, которую использует правительство Азербайджана в отношениях с западными государствами и политическими институтами.
Прежде всего, следует помнить, что энергетический кризис, вызванный войной между Россией и Украиной, превратил Азербайджан в альтернативный энергетический маршрут для Европы, заменив Россию. Энергетические соглашения, подписанные в этот период, укрепили геополитические позиции правительства Азербайджана как никогда ранее. Сегодня Азербайджан максимально использует свою возможность служить единственным коридором в Центральную Азию между двумя изолированными государствами – Россией и Ираном. Он даже достиг точки, когда может использовать это влияние для угрозы Европе.
Вторым, и более важным, фактором является эффективное использование Азербайджаном карты «мира и безопасности» на Южном Кавказе. В частности, в течение последних двух лет правительство Азербайджана продвигало такие политические нарративы, как дискурсы «Зангезурский коридор» и «Западный Азербайджан», неоднократно поднимая вопрос о возможности новых войн на Южном Кавказе. В результате, как ЕС, так и США стремятся поддерживать хорошие отношения с правительством Азербайджана, чтобы предотвратить новую войну и ускорить подписание мирного соглашения с Арменией.
Эта стратегия западных стран позволила правительству Азербайджана поддерживать атмосферу внутреннего давления, подавлять оппозицию и гражданское общество и избегать ответственности за эти действия.
Очевидно, что для азербайджанского режима вопрос «мира» быстро стал новым и эффективным инструментом переговоров. Поддерживая мирную повестку, правительство Азербайджана смогло восстановить отношения с Западом и вернуть себе расположение западных лидеров.
В результате подписание окончательного мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном остаётся приоритетным вопросом для западных государств на Южном Кавказе. Несмотря на парафирование мирного договора между двумя странами на встрече в Вашингтоне в августе, последние подписи под ним ещё не поставлены. Азербайджанская сторона рассматривает предстоящий референдум и внесение поправок в конституцию Армении как последний шаг на пути к всеобъемлющему мирному соглашению. Отсутствие последних подписей и неопределённость глобальной геополитики сохраняют вопрос мира в повестке дня и делают его приоритетным для Запада.
В то же время, впереди нас ждёт несколько важных поворотных моментов, включая запланированное подписание соглашения о стратегическом партнёрстве между США и Азербайджаном и возможное проведение саммита Европейского политического сообщества в Баку в 2028 году. Ожидается, что в преддверии этих событий правительство Азербайджана может прибегнуть к своей традиционной политике «повышения имиджа», освободив политзаключённых.
Однако для того, чтобы эти ожидания оправдались, необходимо создать необходимые условия, которые вынудят власти Азербайджана включиться в подобный «имиджевый» процесс. Главный вопрос остаётся открытым: действительно ли Запад заинтересован в поднятии таких вопросов, как права человека и репрессии, даже ценой обострения отношений с правительством Азербайджана? Или Азербайджан будет по-прежнему считаться «надёжным партнёром», пока он сохраняет приверженность мирной повестке?
Подписание окончательного мирного соглашения лишит азербайджанское правительство важнейшего козыря в отношениях с Западом — мира и безопасности, и создаст основу для того, чтобы права человека и демократия вновь стали приоритетом. Однако, если западные политические институты не предпримут конкретных действий в соответствии с заявленными ими ценностями до этих событий, в отношении Азербайджана могут возникнуть более серьёзные проблемы. Молчание может «легитимировать» антидемократические действия правительства, которые оно совершало на протяжении многих лет.
Перевод — ABC MEDIA
