Логотип

«И МИЛОСТЬ К ПАДШИМ ПРИЗЫВАЛ» — «ЯМА» НА СЦЕНЕ ТЕАТРА им. СТАНИСЛАВСКОГО

«… И милость к падшим призывал», — великий завет Солнца русской поэзии. В ереванском Русском театре им. Станиславского ему последовали. Последовали пронзительно драматично и столь изыскано-эстетно, что местами захватывает дух.

На сцене Русского театра — «Яма» А. Куприна в постановке Гора Маркаряна. И это уже третий спектакль, реализованный при финансовой поддержке международного культурного проекта Министерства культуры РФ «Русские сезоны». «Знаю, что многие найдут эту повесть безнравственной и неприличной, тем не менее от всего сердца посвящаю ее матерям и юношеству», — такой эпиграф написал Александр Куприн к своей повести о публичном доме.

СПЕКТАКЛЬ ИДЕТ БОЛЬШЕ ДВУХ ЧАСОВ, ТЕМА ЕГО НЕПРОСТА И ТРАГИЧНА – И ТЕМ УДИВИТЕЛЬНЕЕ, что, давая повод для размышлений, ощущения беспросветности после себя он не оставляет, да и смотрится легко. Не в плане восприятия сюжета и отношений героев (эмпатию здесь зрителю проявлять придется не однажды, и от жгучей жалости или ненависти никуда не скрыться), — а в плане течения времени, ритма, формы, динамики. Испытанного катарсиса в конце концов.

Финансирование «Русскими сезонами» — дело ротационное. И тот факт, что уже третий год подряд наш Русский театр его получает, свидетельствует о многом. «В первый раз наша кооперация была более чем масштабной — три года назад театр получил финансирование не только на постановку «Маленьких трагедий Пушкина», но на техническое переоснащение. Мы оказались надежными партнерами, и на следующий год получили возможность реализовать проект «Деньги. Страсть. Власть» по роману Гончарова «Обыкновенная история». Режиссер спектакля Сурен Шахвердян, художник Ашот Татевосян и актриса Теймине Хачатрян были удостоены за него нашей высшей театральной премии «Артавазд», спектакль принял участие в Московском Международном фестивале им. Чехова, был с большим успехом показан на сценах нескольких российских городов. Это послужило надежной базой к тому, что наше сотрудничество продолжилось», — рассказывает руководитель проекта Марианна Мхитарян.

Единственное условие, которое ставят «Русские сезоны» перед театрами, с которыми сотрудничают, постановка русской классики.  «Я загорелся возможностью масштабной реализации произведения русской классики, которая всегда была для меня одной из высших точек мировой литературы, но материал искали долго. Мне очень хотелось поставить «Дядю Ваню» Чехова, но с актером, которого я видел на эту роль, не складывалось по срокам… Когда-то «Яма» произвела на меня большое впечатление — наверное, как и на всех в подростковом возрасте. И тут меня посетила вполне прагматическая мысль — в Русском театре сильный женский состав, а произведение все-таки о женщинах», — говорит режиссер спектакля Гор Маркарян.

«ЯМА» — СПЕКТАКЛЬ НЕ ПРОСТО О ЖЕНЩИНАХ, ОН ПРЯМО-ТАКИ ФЕМИНИСТИЧЕСКИЙ, сделанный с тонким чувством классики и все-таки остро актуальный. Это о современном обществе — о его лицемерии, об «ах, какая нынче молодежь, разврат и никакого уважения к родителям» в момент получения взятки за покровительство публичному дому… Точнее, о неизменности и неизбежности на протяжении веков той ямы, в которую толкают себя человеки.

На сцене-трансформере, которая преображается ежеминутно, нет историзма, но есть история. Она рассыпается огнями рампы, шлет привет рукавом в кружевах, беспрестанно звучит в романсах и песнях, уже ставших вечными в исполнении столь замечательном, что просто «актерским пением» и не назовешь.

Актрисы, работающие в спектакле — Рипсиме Наапетян, Елена Варданян, Айарпи Зурначян, Елена Есаян, Мельсида Акопян, Яна Тургунян, Марина Топчян — не просто цветник красоток. Они убедительно доказали, что режиссер недаром делал на них ставку. Персонажи «Ямы» — из тех женщин, которых называют падшими, но здесь их следовало бы назвать сброшенными — в эту яму, из которой не выбраться, не спастись. Каждая из них прошла через ад и в конце концов оказалась в пекле Аида – только мертвы в них не тела, а души, мечты и надежды. И лишь в Женьке, главной героине, пылают страсти роковые, но она слишком умна, чтобы надеяться на спасение и слишком еще чувствует в себе человека, чтобы продолжать оставаться в этой адовой яме…

Всю эту «нищету куртизанок» Гор Маркарян облек в такой блеск, в такую ослепительную театральность — от острого драматизма до шоу почти из «Мулен Руж», от реальной трагедии до блистательного ирреального гротеска, что зритель с трудом переводит дух под этим театральным контрастным душем.

При поддержке «Русских сезонов» в репертуаре ереванского Русского театра появился спектакль по произведению русской классики, которую наверняка полюбит не только любитель классических произведений, но каждый, кто не утратил отзывчивости на гуманизм и красоту. В результате выполнена не только миссия популяризации русской классики — родился спектакль, наглядно демонстрирующий, как должна подаваться эта самая классика «здесь и сейчас». Именно так! Чтобы зритель смотрел не в телефон, а на сцену, проявлял настоящую эмпатию и восхищался от внезапно открывшейся ему сокровенной красоты.