Логотип

КАК ПРАВИТЕЛЬСТВО «СТРОИТ ЗАВОДЫ», НЕ СТРОЯ ИХ

На днях, 5 ноября, министр экономики Армении Геворг Папоян в эфире 1-го канала ОТА попытался убедить общественность, что правительство, не строя заводы, все-таки… строит их. Понятно, что он засобирался к ведущему Петросу Казаряну в рамках развернувшейся в последние дни полемики с координатором движения «По-нашему» Нареком Карапетяном относительно приоритетов государства. Пройдемся по порядку по аргументам министра…

 ПРИМЕЧАТЕЛЬНО, ЧТО ОН СОСЛАЛСЯ НА ПРОГРАММУ ОСВОБОЖДЕНИЯ ХОЗСУБЪЕКТОВ ОТ ВЫПЛАТЫ ввозной таможенной пошлины при импорте оборудования, сырья и комплектующих в рамках реализации инвестиционных программ в приоритетных сферах. Эта ссылка примечательна тем, что этот механизм разработан и применялся задолго до «бархатной революции» Пашиняна со стороны столь нелюбимых нынешними властями «бывших». Однако это обстоятельство не помешало им воспользоваться разработкой прежних «нехороших» властей, хотя правительство Пашиняна в обычной манере несколько извратило программу, начав раздавать таможенную льготу направо и налево и отнюдь не только компаниям из приоритетных сфер.

 Далее министр Папоян сослался на госпрограмму поддержки экономической модернизации путем частичного субсидирования ставки кредита/лизинга. Он называл в эфире внушительные цифры, которые создавали впечатление, что армянская промышленность благодаря названным программам уже полностью модернизирована, насыщена новым и современным технологическим оборудованием и, так сказать, готова покорять весь мир своей невиданной по качественным параметрам продукцией.

 Вот только когда знакомишься со статистическими данными, это впечатление мгновенно испаряется. Armstat буквально на днях привел свежие данные относительно объемов произведенной промышленной продукции за 9 месяцев этого года, согласно которым, этот показатель относительно того же периода прошлого года… недобрал 5,7%. И если спад в горнорудной промышленности составляет полпроцента, то в обрабатывающем секторе – все 10,2%!

 Падение зарегистрировано в производстве напитков, одежды, кожи и кожаных изделий, основных металлов, электрооборудования, ювелирных изделий. В пищевой отрасли производство коньяка упало на 34.4%, виноградного вина – на 36%, макаронных и прочих мучных изделий – почти на 30%. Вместе с тем выпуск медных и молибденовых концентратов сократился на 13% каждый, цемента – на 10%, товарного бетона – на 13,5%, ферромолибдена – на 32,2%.

 Спрашивается, почему при действующих годами многочисленных госпрограммах поддержки промышленности и сотнях миллиардах израсходованных за это время бюджетных средств мы имеем столь жалкую картину. На наш взгляд, частично это можно объяснить тем, что львиная доля господдержки промышленных компаний ограничивается субсидированием кредитных (лизинговых) процентных ставок, а в результате стремительно растет закредитованность как самих хозсубъектов, так и государства в целом.

 И ВООБЩЕ ЭТО БОЛЬШОЙ ВОПРОС, НАСКОЛЬКО ЦЕЛЕСООБРАЗНО И КОРРЕКТНО НАПРАВЛЯТЬ СОБРАННЫЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМИ СРЕДСТВА на поддержку частного коммерческого сектора. Сам министр Папоян чуть ли не с пеной у рта вещал в эфире о том, что правительство ведет частный бизнес буквально за ручку, начиная с затрат на приобретение сырья и оборудования, привлечение новых работников в обрабатывающую отрасль, компенсацию таможенной пошлины при экспорте в ЕС и платы за экспертизу лекарств и заканчивая расходами на рейтингование компаний, эмиссию их корпоративных бумаг и участие в различных выставках.

 Министр экономики привел и еще один пример того, как за счет «мудрой» промышленной политики правительства встала на ноги отрасль металлообработки, начавшая выпускать стальную арматуру, строительные профили и алюминиевые радиаторы для отопления. По его словам, в результате запрета на экспорт металлолома и полуфабрикатных заготовок из черных и цветных металлов в Армении было основано 4 предприятия, которые уже выпускают и даже экспортируют готовую продукцию.

 Прямо скажем, министр опять соврал. Говорить об экспорте указанной продукции было бы, пожалуй, преждевременно. Кроме того, как совсем недавно писал «ГА», отрасль металлообработки, полностью основанная на местном металлоломе и отходах, вряд ли будет иметь долгую жизнь – тем более, что само Министерство экономики имеет расчеты, которые показывают отсутствие рентабельности у компаний указанной сферы в случае ввоза импортного сырья.

 Не совсем понятно также, откуда у министра взялись те самые 4 предприятия, которые были основаны благодаря мерам правительства. Мы можем вспомнить только одно предприятие – GTB Steel — принадлежащее новоявленному олигарху Григору Тер-Казаряну (зять Армена Саркисяна – брата главы партии «Республика» Арама Саркисяна). Этот завод был основан относительно недавно, причем из-за обстрелов с азербайджанской стороны был перенесен из Ерасха в Арарат.

 Названный министром Каракертский камнелитейный завод, работающий на иранских инвестициях, задействован до мер правительства, не говоря уже о старейших чаренцаванских заводах компании «Аске Груп» и «Центролит» («Дзулакентрон»). Правда, относительно недавно заработал комбинат компании «Т-Метал», принадлежащий… ГК «Ташир» Самвела Карапетяна.