Проводимая Азербайджаном политика присвоения армянского культурного наследия в последнее время активизировалась на различных международных площадках – в Нидерландах, Латвии, Польше, Ватикане – в форме выставок, конференций, лекций и «научных» мероприятий, – констатирует независимая академическая платформа Monument Watch, отмечая при этом, что объектом присвоения вновь стало армянское ковровое искусство, представленное на недавно организованной посольством Азербайджана в Нидерландах выставке в зале мэрии Гааги (Atrium City Hall).
«НЕКОТОРЫЕ ИЗ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ НА ВЫСТАВКЕ КОВРОВ, В ЧАСТНОСТИ ПОД НАЗВАНИЕМ «КОВРЫ КАРАБАХА», по официальной версии, отнесены к «азербайджанской ковровой школе». Однако исторические и этнографические источники однозначно свидетельствуют: Карабах веками был центром армянской культуры и ковроткачества. Армяне – коренное и постоянное население региона – развивали богатую традицию ковроделия, сформировав уникальные стилистические школы – Шушинскую, Варандскую, Джрабердскую, Кашатахскую… Выставка в Гааге – не просто демонстрация заимствованных образцов, но и мероприятие с выраженным политическим подтекстом. Ее стратегическая цель — переписать историю, стереть армянскую идентичность и наследие Арцаха, утвердив искаженный нарратив на международном уровне», – подчеркивает Monument Watch.
Еще в Арцахе мне не раз приходилось общаться с основателем Шушинского музея ковров Варданом Асцатряном. Говоря о целях создания музея, он, в частности, отмечал, что ковроделие – древнейший сегмент армянской культуры и органическая часть истории и быта Арцаха. Вместе с тем, по его словам, одним из основных объектов осуществлявшегося со стороны Баку «белого геноцида» в отношении Арцаха стали ковры, являющиеся неотъемлемой частью многовековой армянской культуры края и символом благоденствия семейного очага.
«Пожилые люди утверждали, как азербайджанские эмиссары ходили по домам и спрашивали, нет ли старых ковров, – рассказывал Вардан. – Взамен скупщики предлагали новые изделия фабричного производства. «Старье» реставрировали и включали в списки “шедевров азербайджанского декоративно-прикладного искусства”. В основном брали те ковры, где не было изображения креста. Я сам видел это множество раз, и у меня всегда возникал вопрос: “Зачем им эти старые, истертые, порой рваные ковры? Почему они их меняют на новые?”. Этот вопрос оставался для меня загадкой до тех пор, пока со временем сам не докопался до истины. А истина была в том, что все это было частью долгосрочного плана Азербайджана по присвоению армянского, да и не только армянского, историко-культурного наследия. Азербайджанцы – это новый, искусственно созданный этнос, которому нужно было слепить историко-культурное наследие. И для формирования новоявленного этноса срочно нужно было сочинить отдельную историю и обеспечить соответствующий культурный пласт».
О том же писал научный сотрудник Института этнологии и антропологии Российской академии наук Виктор Шнирельман, по словам которого, Азербайджан «остро нуждался в своей истории».
Одновременно делалось все для того, чтобы, лишив армян Карабаха культурного наследия, оторвать народ от своих корней, то есть, стирая следы прошлого, лишить его памяти, поменять мировоззрение, отдалить от национальной идентичности и ценностей. Это была четко спланированная на государственном уровне работа.
Как уверяют специалисты, Азербайджан вывез из Карабаха «целую культуру», особенно в советский период, когда армянский край был включен помимо воли населения в состав Азербайджанской ССР.
«ЕСЛИ РУССКИЕ И ЕВРОПЕЙЦЫ ПРИОБРЕТАЛИ КОВРЫ ДЛЯ ОБУСТРОЙСТВА СОБСТВЕННОГО БЫТА, ТО АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ – для создания собственной культуры ковроделия, фальсификации и создания собственной “истории”, подтверждения “древности” и автохтонности формирующегося народа, а также недопущения формирования бренда “карабахский ковер”. Иными словами, уже с тех времен на государственном уровне началась реализация проекта под названием “Древний Азербайджан”. При этом игнорируется факт, что в каждом ковре – тысячелетняя армянская культура», – заметил Вардан Асцатрян.
Между тем известно, что само понятие «азербайджанский ковер» до второй четверти ХХ века невозможно встретить ни в одном рукописном или печатном издании, и вся псевдонаучная история азербайджанского искусства ковроделия рушится уже только этим аргументом. Впрочем, оно и понятно: кочевой образ жизни практически не позволяет заниматься ремеслами, тем более ковроткачеством. Сама технология создания ковров предполагает оседлый образ жизни, и ковроткачество изначально, по своей сути, является прерогативой оседлых народов. Тюркские же племена, прибывшие на территории современного Азербайджана, вели именно кочевой образ жизни до конца XIX века. И лишь путем грабежей у кочевников оказалось огромное количество ковров.
По словам американского историка искусства, автора книги “Princely Gifts and Papal Treasure” (“Княжеские дары и папские сокровища”) Лорена Арнольда, «более пятисот лет назад армянские ковры были хорошо известны, ценились и почитались на христианском Западе, задолго до того, как появился азербайджанский народ».
Специалисты отмечают, что среди центров ковроткачества исторической Армении Арцах имеет особое значение из-за разнообразия производившихся на его территории типов ковров, которые обладали превосходными чертами и цветовыми оттенками. Существуют многочисленные и разнообразные свидетельства – археологические, письменные, изобразительные и устные – о преобладании культуры армянского ковроткачества в Карабахе.
Тем временем Азербайджану удалось пролоббировать включение «традиционного искусства азербайджанского ковроткачества» в репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО – организации, которая, согласно своему уставу призвана «содействовать сохранению культурного наследия и защищать равное достоинство всех культур», а не потворствовать воровству на государственном уровне.
К счастью, Вардану Асцатряну удалось эвакуировать перед оккупацией Шуши основные экспонаты музея ковров. Но чтобы широкая международная общественность узнала, кто является истинным создателем и хозяином этих великолепных творений и по-настоящему уникальных ценностей, армяне всего мира должны объединить свои усилия в деле их пропаганды. Только таким образом можно развеять мифы, упорно создаваемые бакинскими фальсификаторами истории и культуры.