Логотип

КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ: КАК ОТРЕАГИРУЕТ ООН НА ПРИЗЫВ ОКАМПО НА ФОНЕ МОЛЧАНИЯ ЕРЕВАНА?

«Рабочая группа ООН должна признать недействительным своё заключение по делу Рубена Варданяна из-за связей председателя группы с Азербайджаном», — таков итог расследования первого прокурора Международного уголовного суда Луиса Морено Окампо. Всемирно известный юрист 10 октября опубликовал свое 29-страничное экспертное мнение, в котором на основании многочисленных фактов доказал наличие в данном вопросе конфликта интересов, связанного с руководителем группы — украинским юристом Ганной Юдкивской.

РЕЧЬ ИДЕТ О ЗАКЛЮЧЕНИИ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ООН ПО ВОПРОСАМ ПРОИЗВОЛЬНЫХ ЗАДЕРЖАНИЙ (UN WGAD) от 17 февраля 2025 года, в котором утверждается, что «задержание Рубена Варданяна Азербайджаном не является произвольным», иными словами, действия Баку были оправданными. Спустя всего 2 недели, 3 марта, Верховный комиссар ООН по правам человека Фолькер Тюрк заявил, что «все лица, произвольно задержанные в Азербайджане, включая этнических армян, должны быть немедленно освобождены, а право на справедливое судебное разбирательство должно быть полностью соблюдено».

WGAD состоит (или должна состоять) из независимых экспертов, назначаемых Советом ООН по правам человека, которые занимаются расследованием случаев лишения свободы с нарушением международных стандартов. Между тем, согласно работе Окампо, в случае с Ганной Юдкивской имели место грубые нарушения правил ООН, которые не просто ставят под большой вопрос ее независимость и объективность, но и, наоборот, свидетельствуют об изначальной ангажированности этой дамы, имеющей, как выясняется, многолетние тесные, личные и профессиональные, семейные и финансовые связи с властями Азербайджана.

В расследовании г-на Окампо все это изложено четко и убедительно. Главный аргумент состоит в том, что Юдкивская — партнёр юридической фирмы Equity Law Firm, которая представляет интересы Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR) на Украине.

Кроме того, ее муж Георгий Лонгвинский имеет азербайджанские корни, прямые политические связи с властями Азербайджана, и неоднократно публично выступал в поддержку геноцидальной политики Баку в Арцахе.

«Человек с такими связями с властями в Баку не должен был участвовать в рассмотрении дел, касающихся этнических армян из Нагорного Карабаха», — говорится в экспертном расследовании. Ганна Юдкивская должна была воздержаться от участия во всех делах против Азербайджана, представленных в Рабочую группу, поскольку у неё есть конфликт интересов, подчеркивает Окампо, призывая WGAD аннулировать прежнее заключение и начать работу заново — «de novo».

«ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЗРАЧНОСТИ И ПОДОТЧЁТНОСТИ, а также ввиду угрозы репутации Рабочей группы, WGAD должна публично ответить на выдвинутые обвинения», — заявил также первый прокурор МУС ООН.

С момента публикации экспертного мнения Окампо прошло уже несколько дней, однако власти Армении хранят гробовое молчание по этому поводу. Нормальное правительство моментально отреагировало бы на, по сути, сенсационное расследование, и в свою очередь официально обратилось бы в ООН, потребовав пересмотра оценки.

Но «нормальные» — это, разумеется, не про Пашиняна, которого вывод оправдавшей преступные действия Алиева группы, без сомнения, вполне устраивает, и он ни при каких условиях не станет добиваться его аннулирования и нового рассмотрения. 

К счастью – а для Никола к несчастью, — это вполне могут сделать международные адвокаты Рубена Варданяна, а также правозащитники — представители интересов других пленных, для которых расследование Луиса Морено Окампо станет отличным подспорьем и поводом для обращения в ООН и другие структуры с требованием освобождения армянских заключенных.

Обратимся, однако, к другой стороне блестящей профессиональной работы г-на Окампо. А именно: как могли в такой авторитетной организации, как ООН, прошляпить откровенный конфликт интересов и допустить Юдкивскую до работы, причем в качестве руководителя группы, по делу Рубена Варданяна?

В своем документе аргентинский юрист отмечает, что опирался исключительно на открытые источники, – как же так получилось, что маститые эксперты из Совета по правам человека, формирующие Рабочую группу, так опозорились с ее назначением?

О какой «независимости, беспристрастности и запрета личной выгоды», которых требует Кодекс поведения ООН, можно говорить в случае с украинским юристом, многочисленными нитями связанным с режимом Алиева? И если сама она сознательно не устранилась от участия в этом деле, как того опять-таки требует Кодекс, каким образом эти связи оказались вне поля зрения высоких ооновских чинов? 

ВЕРИТСЯ В ПОДОБНУЮ «ОПЛОШНОСТЬ», ПРИЗНАТЬСЯ, С ТРУДОМ. Куда вероятнее выглядит версия об ангажированности не только самой Юдкивской, но и тех, кто молча согласился на ее назначение в Рабочую группу по делу Рубена Варданяна, проигнорировав ее очевидные связи с властями Азербайджана, закрыв глаза на конфликт интересов, а затем на вопиющую субъективность заключения WGAD.

Тем более, что коррумпированность в руководящих структурах ООН давно уже не секрет, а применительно к Азербайджану — тем более. Достаточно вспомнить состоявшийся год назад саммит СОР-29, который Организация провела-таки в Баку, несмотря на шквал международной критики, а ее генсек Гуттериш не постеснялся брататься и обниматься с диктатором Алиевым.

Если это не так и произошло действительно досадное упущение, то самое время ООН в целом и Рабочей группе, в частности, признать собственный провал и исправить ошибку, объявив заключение недействительным и проведя новое расследование – без всяких юдкивских и прочих алиевских прихвостней.