Логотип

КОМПЛЕКСЫ МОЛОДОСТИ ДИКТАТОРА, или СКРЫТЫЕ ОБИДЫ НА СТЕПАНАКЕРТ

15 октября 2023 года, накануне  20-летия со дня своего  первого избрания на пост президента Азербайджана, Ильхам Алиев посетил ряд населенных пунктов и объектов на территории оккупированного Арцаха с тем, чтобы  поднять  на них флаг Азербайджана, и в первую очередь  – в бывшей столице Республики Арцах (Нагорно-Карабахской Республики) – г. Степанакерте,  переименованном  в «ханкенди».

Необходимо отметить, что в целом это был первый визит Алиева-младшего в бывший административный центр, а затем – столицу Нагорного Карабаха (НКАО, НКР). Во всяком случае, коренные степанакертцы утверждают, что ни в советское время, ни тем более с началом  современного этапа Карабахского движения в 1988 году нога Ильхама Гейдаровича не ступала на арцахскую землю, кроме одного случая, когда отец привез его с собой в 1982 году в город Шуши (Шуша) для участия в открытии сооруженного по инициативе самого Гейдара Алиева мавзолея поэта Моллы Панаха Вагифа. 

ЗАТО СЕГОДНЯ, КОГДА В СТЕПАНАКЕРТЕ НЕ ОСТАЛОСЬ ИСКОННЫХ ХОЗЯЕВ-АРМЯН, Алиев зачастил туда, как в советском анекдоте о пятилетке за три дня. Не упуская случая посетить подвергнутый этническим чисткам  город, покрасоваться на его полупустых улицах и площадях, произнести на камеры своих подручных журналистов поучительно-угрожающие речи в адрес армян, несостоятельные и безосновательные  заявления о далеком и недавнем прошлом армянского края, он, кажется, пытается наверстать упущенное в молодые годы, подавить комплексы в себе и накопившиеся скрытые обиды на Степанакерт, куда у него фактически никогда не было открытого доступа.

Так, 21 декабря 2023 года, выступая на центральном стадионе оккупированного Степанакерта Алиев заявил, явно искажая исторические факты, что «Ханкенди – старинный азербайджанский район», основанный карабахским ханом, а после этого «азербайджанскими архитекторами и строителями на средства Республики Азербайджана был создан крупный город».  В частности, диктатором были проигнорированы источники 19 века, официальные документы Российской империи, содержащие большое количество сведений об основании, развитии и застройке города Степанакерта (на месте исторического армянского села Вараракн), где подробно указывается этнический состав поселения, род занятий населения, помещичьи отношения, налоги и т. д. Алиевым были «азербайджанизированы» также финансово-материальные источники развития названного в честь видного армянского политического деятеля Степана Шаумяна города:  как и во всем СССР, финансовые средства распределялись из центрального и республиканского бюджетов на местные административные единицы. Иными словами, утверждать что Степанакерт был построен на деньги азербайджанцев и только через Баку – это как минимум издевательство над советской политико-экономической системой.

Более того, в феврале 2024 года Ильхам Алиев с семьей прибыл в Степанакерт для голосования на досрочных президентских выборах, что даже по азербайджанскому законодательству незаконно, поскольку «кандидат» никогда не был зарегистрирован там.

Надо сказать, что с самого первого «триумфального» визита в Степанакерт (во время которого диктатор, наряженный в полевую военную форму, отметился откровенным невежеством – наступлением перед камерами на расстеленный перед ним флаг Арцаха) вызывающе-демонстративные поездки в очищенный от армян город воспринимаются неоднозначно со стороны непредвзятых людей разных национальностей, даже некоторых азербайджанцев. Приведем некоторые из комментариев, сделанных читателями как по горячим следам визита Алиева в Степанакерт, так и позже.

«Алиев празднует победу один, в абсолютно пустом Степанакерте/Ханкенди. Символизма здесь столько, что можно и не комментировать. Ролик говорит сам за себя», — отмечал политолог Андрей Никулин в своем Telegram-канале.

«К чему он напялил на себя военную форму? Не служил, не сражался за завоеванную территорию. Но прошелся в военной форме. Цирк какой-то, показушничество», – написал под статьей о визите Алиева в Степанакерт один из читателей под ником Goo Soldier.

«Сначала говорил о интеграции народа, потом прошелся по флагу. Это о многом говорит, и мне жаль многих азербайджанцев, ведь Алиев – лицо страны, в которой нет чести. Считал его более серьезным и адекватным человеком. Ходить по флагу даже врага – это уровень клоуна, а не президента. Точно также непонятно, зачем надевать на себя военную полевую форму, хоть ты и даже главнокомандующий по статусу?» – отреагировал Аntosh2153.

«НИКОГДА У АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО РУКОВОДСТВА НЕ СТОЯЛА ЗАДАЧА ИНТЕГРИРОВАТЬ АРМЯНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ КАРАБАХА, – ответил ему Андрей П. – В этом и была цель – полностью очистить территорию от населения. В нормальных, демократических странах думают не только о себе, своих обидах и чувстве мести, но осознают уровень ответственности перед меньшинствами. Алиев, наступая на флаг, демонстративно наплевал на любые попытки назвать его современным и демократическим лидером, коим он никогда не был и не будет. Своим поступком он еще показал, что те армяне, которые были вынуждены уехать с территории, сделали все правильно – иначе их ждали бы репрессии, погромы, этнические чистки и несправедливые судища… Реально варварское и подлое государство с варварским управлением и средневековыми нравами…»

Надо также отметить, что первый свой визит в Степанакерт Ильхам Алиев совершил на фоне призыва Папы Римского Франциска защитить армянские храмы в Нагорном Карабахе. Однако к его визиту с купола соборной церкви Сурб Аствацацин (Покрова Пресвятой Богоматери) уже был удален крест. Наблюдатели расценили это не только как очередное проявление армяноненавистничества, но и нетерпимости к христианской религии в целом.

Сегодня алиевский режим продолжает целенаправленно стирать армянский след в многовековом Арцахе, уничтожая его уникальные христианские памятники и искажая идентичность древнего и современного культурного наследия. Мы уже писали о том, что военно-политический режим Азербайджана окончательно раскрыл свою суть в ходе «44-войны» 2020 года, нанеся точечные ракетные удары по главному символу г. Шуши – Собору Сурб Аменапркич Казанчецоц (Собор Святого Христа Всеспасителя) 19 века. Параллельно с пещерным варварством в отношении духовного наследия Арцаха продолжается процесс «культурного» мародерства, в частности «албанизации», а точнее – «удинизации» наследия древнего армянского края.

Важным пунктом в «приватизации» истории Арцаха и «культурном» мародерстве в отношении духовного наследия древнего армянского края является сооруженный по проекту выдающегося архитектора Александра Таманяна город Степанакерт, воспринимаемый преступным бакинским режимом как «центр сепаратизма и экстремизма». Недаром в бывшей столице НКР разрушены все символы государственности и реализации народом его исконного права на самоопределение, искажена до неузнаваемости центральная площадь Возрождения, где возмущенные многолетней системной дискриминацией со стороны бакинских властей арцахцы выходили на справедливые массовые митинги, приведшие к созданию свободного и независимого государства, которому, увы, не досталось места под солнцем в современном испорченном мире.