Логотип

КОМУ ДОВЕРЯТ ПОЛИТИКО-ПРАВОВУЮ ОЦЕНКУ С 1991 г. ДО НАШИХ ДНЕЙ?

Не так давно мы опубликовали прогноз о тех мерах, к которым прибегнет Пашинян, дабы воспрепятствовать хождению на парламентские выборы своих главных политических соперников. В нашем прогнозе фигурировала ссылка на сфабрикованные обвинения, заказные судебные процессы, упоминалась также возможность запрета на деятельность оппозиционных партий. Сегодня о запрете на деятельность АРФ «Дашнакцутюн» представители власти уже говорят открытым текстом, между тем ситуация на оппозиционном поле изменилась, а именно: вступление в большую политическую игру партии Самвела Карапетяна основательно спутала режиму карты.

 ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ ЕЩЕ НЕ СФОРМИРОВАННОЙ ПАРТИИ В ПАРЛАМЕНТСКОМ ЗАБЕГЕ ВЫНУДИЛА главаря правящей верхушки отказаться от первоначальной идеи ареста второго и третьего президентов по сфабрикованным обвинениям, а также от запрета на деятельность АРФ «Дашнакцутюн». Пашинян понял, что не может рубить направо и налево, не может, к примеру, сразу усадить за решетку всех президентов, включая Левона Тер-Петросяна, и запретить участие в выборах АНК, АРФ «Дашнакцутюн» и РПА. Верхушка режима сообразила, что при таком раскладе голоса всей оппозиционно настроенной части электората отойдут к единственной оппозиционной силе в лице партии Карапетяна, что позволит ей одержать победу и сформировать новое парламентское большинство, которое назначит своего представителя на пост премьера.

 Этот расклад верхушку ГД не удовлетворил: Пашиняну выгодно, чтобы голоса оппозиционно настроенных избирателей были поделены между несколькими силами, а потому режим решил пойти другим путем.

 Не так давно была реанимирована идея группы по сбору фактов о выборных нарушениях с 21 сентября 1991 г. по 2023 г. включительно. Об этом на днях объявил лидер партии «Во имя республики» Арман Бабаджанян с акцентом на 21 сентября 1991 г. В тот год и день состоялся всенародный референдум по выходу Армении из СССР. 97 % граждан проголосовали за независимость. Группа по сбору фактов намерена исследовать и этой показатель?

 Бабаджанян открытым текстом объявил о том, что целью группы по сбору фактов станет подготовка общества к предстоящим парламентским выборам. Группа даст политико-правовые оценки всем выборам за указанный период, а целью этих оценок, по его словам, станет запрет на участие ряда сил и лидеров, причастных к фальсификациям результатов свободного волеизъявления граждан, в 3 общегосударственных выборах. Как говорится, дешево и сердито!

 Чем не способ избавиться от нежелательных соперников? Если дело не дойдет до запрета, можно ограничиться дискредитацией главных оппозиционных сил…

 Группа по сбору фактов представит на суд общества свои выводы, а власть запретит участвовать в выборах всем трем президентам и тем политическим силам, которые непосредственно связаны с бывшими лидерами государства. Пока не ясно, что именно успеет сделать упомянутая Бабаджаняном группа по сбору фактов до следующих выборов, и кто войдет в состав этой группы? Выражаясь словами классика: «А судьи кто?». Те, кого делегирует в группу верхушка режима, вряд ли внушат доверие политизированной публике…

 УЖЕ ОЧЕВИДНО, ЧТО В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ВЫБОРАМ ВЛАСТЬ ПОСТОЯННО АПЕЛЛИРУЕТ К СОБЫТИЯМ ПРОШЛОГО. Например, посредством решения о возмещении государству 30-миллионных компенсаций семьям 10 погибших 1 марта 2008 г. Выплаты по распоряжению Пашиняна получили и те, кто сумел доказать факт ранений в ходе событий того дня. Речь шла о менее внушительных суммах, нежели та, которую получили семьи погибших. Возместить затраты, по решению властей, обязаны второй президент Роберт Кочарян, генерал Юрий Хачатуров, руководитель фракции «Айастан» генерал Сейран Оганян, депутат от той же фракции Армен Геворгян, то есть, все бывшие обвиняемые по делу об антиконституционном захвате власти по статье, которая, как следует из решения КС, противоречит Конституции.

 Пашинян упорно не желает перевернуть страницу 1 марта, напротив, он жаждет актуализировать события 17-летней давности, дабы спекулировать ими в борьбе с политическими противниками. С этой целью реанимировано дело бывшего заместителя начальника полиции Саши Афяна, которое было прекращено 30 января 2020 г. Отменила это решение лично генпрокурор Анна Вардапетян, стало быть, Афян снова в числе обвиняемых.

 Пашиняну нечего предъявить народу в качестве выполненных обещаний. Все обещания, которые были даны на выборах 2021 г., остались на бумаге, а потому главарь правящей верхушки снова решил разыграть карту 1 марта и не только. 26 августа исполнится годовщина смерти осужденного на пожизненное заключение по делу о теракте в парламенте 27 октября 1999 г. Ашота Князяна. Ему было 64 г., он провел в тюрьме 25 лет. Официально факт смерти был подтвержден 28 августа, на теле умершего не было следов насилия. Все 7 лет предпринимались попытки реанимации выделенного дела об организаторах теракта. Попытки закончились публичным заявлением вдовы Светлой памяти вице-спикера Юрия Бахшяна Анаит Бахшян о том, что расследование выделенного дела не сдвинулось с мертвой точки, невзирая на все ее обращения в компетентные инстанции.

 Напомню, что из осужденных подельников Наири Унаняна Врам Галстян умер в тюрьме в 2004 г., Эдик Григорян в 2017 г., Гамлет Степанян умер до них в 2010 г., а Норайр Егиазарян скончался еще раньше, до начала суда. Чем меньше участников, тем больше шансов использовать дело о теракте с целью предвыборных спекуляций, и нет никаких гарантий, что Пашинян не пойдет на этот шаг, учитывая полученное им от Наири Унаняна письмо. Дело было на заре его деятельности в должности премьера, общество отреагировало на факт письменного обращения Унаняна крайне негативно. Кстати, Бабаджанян принял самое заинтересованное участие в затее с написанием письма, он даже посетил с этой целью Унаняна в тюремной камере…

 Пашинян начал с реанимации дела 1 марта, о последующих шагах можно только догадываться. Об истинном назначении группы по сбору фактов относительно выборных нарушений даже говорить смешно, дело шито белыми нитками. Полагаю, что группа непременно обязана затронуть обстоятельства досрочных выборов в декабре 2018 г. и в июне 2021 г.

 В обоих случаях Пашинян после отставки с поста премьер-министра сохранил на период выборов все полномочия главы исполнительной власти, причем, если в 2018 г. это произошло по умолчанию, то в ходе подготовки к выборам 2021 г. он открытым текстом объявил, что, уходя в отставку, сохраняет все рычаги главы правительства. После отставки, принятой парламентом и президентом, — это очевидное нарушение. Без констатации этих нарушений итоговый доклад группы по сбору фактов будет не полным…