Ровно 3 года назад, в эти же самые дни, после «бархатного» переворота и смены правительства новоназначенный секретарь Совета безопасности РА Армен Григорян, говоря о концепции «Нация-Армия», высказался против нее, заявив: «Наше общество является очень сознательным, и не требуется его день и ночь учить любви к Родине, так как главным тезисом приверженцев концепции «Нация-Армия» является то, что наши граждане не любят свою Родину, надо их научить этому». Таким образом, бросив очередной булыжник в огород «бывших», «бархатная» власть легким движением руки зарубила единственно эффективную модель, призванную стать краеугольным камнем национальной доктрины безопасности как Армении, так и Арцаха.
ЕЩЕ 3 ГОДА НАЗАД В ИНТЕРВЬЮ «ГА» ДОКТОР ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК, военный историк Армен АЙВАЗЯН, собственно, и введший в широкий научный оборот термин «Азг-Банак» еще в далеком 2003 году, говорил о том, что у Армении, существованию которой угрожают сразу два экзистенциальных врага, Азербайджан и Турция, нет другого выхода, как строить свою военную политику именно по принципу «Нация-Армия».
«Речь идет об особой модели взаимоотношений между обществом и армией, которую исторически принимали государства, уступающие своим вероятным противникам в численности населения и по другим важным ресурсам. Такую организацию своих вооруженных сил очень эффективно использовали в особенности Швейцария и Израиль, — отмечал А.Айвазян. — Вся суть концепции «Нация-Армия» заключается в деятельной вовлеченности в резерв армии всех мужчин от 18 до 55 лет, когда и богач, и бедняк будут обязаны по меньшей мере 2-3 недели в году проводить в армейских сборах, служа на равных основаниях и в абсолютно одинаковых условиях. Армянская армия должна быть не обычной регулярной армией, а преимущественно армией резерва. Для резерва важны: а) величина; б) быстрая мобилизация (приблизительно за 24 часа); в) эффективное вовлечение в боевые действия, не тратя дополнительного времени на послемобилизационные учения».
В период, когда министром обороны был Виген Саркисян, на государственном уровне была провозглашена новая военная политика, которая получила название «Нация-Армия». В армии был проведен ряд частных и, надо сказать, в целом удачных реформ. Однако либо по объективным, либо по субъективным причинам эта новая политика, по сути, не коснулась главной составляющей модели «Нация-Армия»: создания большого и хорошо подготовленного армейского резерва. Сегодня, после 44-дневной войны и поражения, в условиях актуальнейших угроз безопасности — в частности, для Сюника — концепция «Нация-Армия» обретает значение не просто важное, а экзистенциально необходимое.
«ПОСЛЕ ВОЙНЫ И ЕЕ ИТОГОВ УГРОЗА НАШЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ не просто остается, она повысилась в разы, — говорит Армен Айвазян. — Ряд основных компонентов нашей безопасности был уничтожен по понятным причинам: мы потеряли территории, представлявшие собой определенную стратегическую глубину, транспортные коммуникации с Арцахом и даже внутри самой РА, в Сюнике. Армянское войско в Арцахе в количественном отношении сократилось в несколько раз и фактически полностью оторвано от армянской армии в РА. Потеряны важнейшие стратегические районы и высоты. Надо думать о наихудших сценариях, особенно в контексте перманентных угроз, звучащих из Азербайджана, угроз захватить Сюник, выдавить армянское население, заявлений на уровне президента Азербайджана, дескать, Зангезур, Севан, Ереван — исторические земли Азербайджана и через «101 год они вступают в оккупированный Сюник». Ко всему этому надо относиться очень серьезно, не списывая подобные речи на пропаганду».
По словам А. Айвазяна, сегодня в Армении, в особенности в Сюнике, нужно незамедлительно создавать укрепленные районы. Каждый из них (будь то Мегри или Сисиан) должен быть в состоянии в одиночку и в течение длительного времени противостоять широкомасштабной атаке противника, если таковая будет иметь место.
«По всему периметру необходимо построить крепостные капитальные сооружения и узлы сопротивления, которые дополнят природные защитные возможности, предоставленные горным рельефом, — отмечает А.Айвазян. — Воинские части армянской армии, дислоцированные в Сюнике, первыми должны быть оснащены новейшим вооружением и военной техникой, особенно системами ПВО, БЛА, ракетно-артиллерийскими, противотанковыми и другими видами вооружения. Мужская часть совершеннолетнего населения Сюника, да и всей Армении, полностью, а женщины частично должны быть подготовлены и сформированы как эффективный, постоянно вооруженный мобилизационный резерв и ополчение. А вообще нужно менять всю военную политику. Создавать армянскую армию по принципу «Нация-Армия» означает, повторюсь, в первую очередь иметь эффективный, действенный резерв, способный стать рядом с действующей армией в течение 24-48 часов. Чтобы не повторилось то, что случилось во время этой войны, когда нужно было тренировать людей неделями для отправки на фронт или отправлять их на передовую и вовсе без подготовки».
МЕЖДУ ТЕМ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ВЛАСТИ, СУДЯ ПО ПУБЛИЧНЫМ ЗАЯВЛЕНИЯМ, вовсе не настроены делать какие-либо выводы и повернуться лицом к концепции «Нация-Армия». Более того, Пашинян высказывается за фактический роспуск армии, предлагая перевести ее полностью на контрактную основу, то есть сократить ее численность в несколько раз. А остальным участвовать в военных сборах по 3 месяца раз в 5 лет.
«Если подобная несуразная концепция будет принята, это просто уничтожит наши вооруженные силы, — считает А. Айвазян. — 10-15 тысяч контрактников в условиях действующих угроз — это абсолютно неприемлемый вариант, учитывая, что противник превосходит нас в количественном отношении, да и по многим другим ресурсным параметрам. Сегодня нам говорят, что проводится какая-то реформа. О какой реформе идет речь?! Никто ничего не знает. И не может быть иной реформы, кроме как основанной на концепции «Нация-Армия». Когда, повторюсь, все взрослое мужское население и часть женского населения должны быть всегда, в любую минуту, готовы к защите Родины».
