27 октября в соцсетях отметили 5-ю годовщину гибели Тарона Андреасяна – воина, который не побоялся выйти один против целой роты азербайджанцев. Его судьба оставалась неизвестной ровно 2 года, пока в сентябре 2022-го не появилось сенсационное видео, запечатлевшее последние минуты жизни солдата. Имя Тарона моментально стало синонимом мужества и храбрости, его героизм перед лицом смерти — образцом несгибаемого армянского духа.
ТАРОН АНДРЕАСЯН НА ВИДЕО СТОИТ ОДИН В ОКРУЖЕНИИ ДЮЖИНЫ азербайджанских вояк. Ему предлагают сдаться, уговаривают не бояться, обещая жизнь, он усмехается и громко говорит «Вы, азербайджанцы, трусы, мы вас не боимся». Затем происходит короткий бой, в котором он погибает, застрелив перед смертью несколько азербайджанцев. Один – против целой роты, один в окружении жестокого и беспощадного врага, спокойный, уверенный в том, что он не должен попасть в плен и обязан унести с собой в могилу как можно больше солдат противника.
Один… в поле не воин?

В декабре 2020 года, сразу после катастрофической 44-дневной договорной войны с предрешенным предательством концом, едва выползший из бункера капитулянт отправился в Сюник. И попытался войти в церковь Святого Григора в Сисиане. Тогда он еще не оброс целой армией силовиков, прикормленных им и ставших его верными слугами, чтобы обеспечить себе свободный и беспрепятственный доступ повсюду. И тогда ему еще духу не хватало бросить за решетку священнослужителя, да и любого из своих оппонентов.
Весь армянский сегмент соцсетей облетели кадры того, как рядовой священник – духовный пастырь сисианской церкви вначале отказывается пожать Николу руку, а затем просто и твердо указывает ему на дверь, выдворяя из церкви. Один священник, четко знающий, что предателям и капитулянтам, виновным в гибели нескольких тысяч армянских воинов и потере большей части Арцаха, не место в храма Божьем. Один духовный пастырь сделал то, что воодушевило и придало уверенность десяткам тысяч армян, поднявшимся затем на борьбу в ходе Движения Сопротивления.
Один… в поле не воин?

Наши дни, монастырь Ованаванк, фактически оккупированный лишенным сана адептом безбожников «ГД». 23 октября, сразу после расстрижения Степана Асатряна, в церкви было запланировано венчание. По всей вероятности, участники праздника были не в курсе того, что проводить обряд собрался бывший священник, лишенный сана. Священнослужители попытались объяснить собравшимся, что Асатрян не имеет права проводить венчание, но не пожелали по понятным причинам накалять ситуацию.
НО ТАМ БЫЛА И ЖУРНАЛИСТКА С ОПЕРАТОРОМ, КОТОРАЯ ВЕЛА ПРЯМОЙ РЕПОРТАЖ из Ованаванка. Именно Сюзи Бадоян, судя по всему, и удалось в конечном итоге убедить родителей жениха отказаться от Асатряна, в результате церемонию провел иерей Саргис Саркисян. Одна молодая женщина, четко выполнявшая свой не только профессиональный, но и гражданский, патриотический долг, настойчиво объяснявшая родителям опасность проведения венчания расстригой. И добившаяся своего.
Одна… в поле не воин?
Спустя всего 3 дня, 26 октября, в той же церкви Ованаванк, во время «литургии», проведенной расстригой для своего идола по имени Никол и превратившего таинство церковной службы в политический митинг, двое армян сделали то, что считали своим гражданским и патриотическим долгом.

Один из них – Айк Дорунц сказал в лицо отступнику, что он не имеет права проводить литургию. Что случилось потом – видели все: пашиняновский охранник закрыл ему рот рукой и выволок из церкви. Всего пара слов – и сцена по лекалам алиевской диктатуры, уроки которой успешно и стремительно усваивает предводитель «бастиона демократии».
Второй гражданин просто вырвал Библию из рук низложенного священника, считая, что тот оскверняет Священное писание. И вновь – паника, суматоха, требование покинуть храм. На что гражданин справедливо заявил, что никто не имеет права выгонять его из церкви.
Оба тоже были фактически одни, хотя там должны были быть сотни, если не тысячи таких же верных христиан. Но это тема совсем другого разговора. А пока констатируем: всего два человека, но заявили-таки расстриге свой личный протест, выразив мнение и волю десятков тысяч армян-христиан.
Двое… в поле не воины?
Неделю назад перед зданием МОНКС состоялась акция учителей из Вагаршапата, протестующих против того, что из Букваря убрали портрет создателя армянского алфавита Месропа Маштоца и раздел о создании армянских букв.

УЧАСТВОВАЛО В АКЦИИ НЕ БОЛЕЕ ДВУХ ДЕСЯТКОВ ЧЕЛОВЕК, ПОЧТИ ВСЕ ЖЕНЩИНЫ, но они тоже сочли своим долгом выразить то, что до глубины души возмутило десятки тысяч людей. Наверняка осознавая обреченность своей малочисленной акции, они тем не менее приехали в Ереван и сделали то, что посчитали необходимым.
Почему к ним не присоединились сотни других учителей – опять-таки иной вопрос. Но эти педагоги сделали свое дело – и тоже были «одни в поле»…
Вчера в Ереван вернулся мэр Масиса Давид Амбарцумян. Вернулся, отлично понимая, что прямо в аэропорту его арестуют и, вполне возможно, придется отбывать в тюрьме 6 с половиной лет. Но он счел своим долгом приехать на Родину и показать диктатору, что не боится его.

Давид Амбарцумян, конечно, не один — за ним стоит политическая сила и его избиратели. Но такой поступок – исключительно личное решение. И никто бы не посмел упрекнуть, если бы он принял иное.
О необходимости единения национальных сил говорится много и всеми, но пока все остается на словах, в виде постов в соцсетях и призывов в СМИ. Нет даже попытки объединить людей вокруг одного или нескольких вопросов из того множества проблем экзистенциального характера, что бушуют сегодня в армянской действительности. Как это сделали вагаршапатские учителя, как это сделала журналистка, а затем и двое парней в Ованаванке.
Но есть люди, совершающие подвиг в одиночку, – как Тарон Андреасян. Есть люди, не боящиеся выразить свое мнение, не желающие молчать, готовые бороться. Возможно, это предтеча большого и настоящего сплочения единиц в одну огромную силу, которая сметет, наконец, турецкую нечисть из земли армянской.
