Логотип

ЛЕКАРСТВА ДЛЯ БУДУЩЕГО

В Российско-Армянском университете прошла крупная международная научная конференция, посвященная вопросам редактирования генома и разработке лекарственных препаратов для лечения наследственных и ряда других заболеваний. Мы попросили некоторых участников форума рассказать об исследованиях, которыми они занимаются.

Нариман САЛАХУТДИНОВ, член-корреспондент Российской академии наук:

— В школе со мной училось много армян, мы общались, дружили, но в Армении я оказался впервые и очень рад, что стал участником этой встречи. Область моих научных интересов напрямую не связана с редактированием генома и наследственными заболеваниями, но во всех случаях такие встречи очень полезны. Ведь при всем разнообразии огромного количества заболеваний в их возникновении есть и немало общего. К сожалению, систематически просматривать все научные издания просто не получается, времени не хватает, а оказавшись на конференции и слушая выступления других специалистов, за несколько минут можно ознакомиться с новыми подходами и достижениями коллег.

Что касается моей исследовательской деятельности, то я работаю в Новосибирске, в академическом Институте органической химии и занимаюсь разработкой лекарственных препаратов, которые благодаря своей низкой молекулярной массе легко проникают в клетки и могут воздействовать на другие молекулы, оказывая терапевтическое действие. Мы занимаемся разработкой лекарственных препаратов для наиболее важных, социально значимых болезней. Это препараты для лечения инфекционных заболеваний вирусной или бактериальной природы. Известно порядка 1500 вирусов, не все они патогенные, но некоторые из них мутируют и превращаются в очень опасные, для борьбы с которыми препаратов пока не существует. А из числа нейродегенеративных заболеваний мы занимаемся болезнью Паркинсона.

У нас своя специфика. При разработке лекарственных препаратов мы основываемся на природных молекулах – в основном растительного, но иногда и животного происхождения, а использование молекул, созданных природой, позволяет получить препарат с минимальной токсичностью. Разумеется, природа создает и токсичные вещества, но в своих разработках мы это учитываем и химически их трансформируем, повышая полезные и снижая ненужные параметры.

Подготовка препарата, доведение его до потребителя — очень долгий и трудоемкий процесс, занимающий порядка 10 лет. Он начинается с академических разработок, которыми, собственно, мы и занимаемся, потом проводятся опытно-конструкторские работы, доклинические, клинические испытания и только после этого начинается производство, которым занимаются фармацевтические предприятия. Если говорить конкретно о вирусах, то эта проблема очень серьезная. Вирусы существовали задолго до появления человечества и будут всегда, так что препараты, которые мы разрабатываем сегодня, будут востребованы и в будущем.

Сергей ДЕЕВ, академик Российской академии наук:

— Я очень рад, что профессор Сурен Закиян из новосибирского Института цитологии и генетики пригласил меня участвовать в этой замечательной конференции. Здесь я встретился с учеными, которых знаю давно, и познакомился с теми, кого не знал прежде. А такие встречи очень важны. Мы уже успели обсудить целый ряд интересующих нас вопросов и рассмотреть перспективы сотрудничества.

Я работаю в лаборатории молекулярной иммунологии Института органической химии Российской академии наук, а также в Курчатовском институте, где руковожу центром ядерной медицины. Мы занимаемся проблемами онкологических заболеваний. Это очень актуально, поскольку после сердечно-сосудистых заболеваний онкологические занимают второе место по смертности во всем мире, что стало серьезной социальной проблемой. Однако используемые сегодня методы лечения многих заболеваний далеко не всегда эффективны. Нужны новые подходы и новые препараты.

Основная тематика конференции – редактирование генома, но она расширена, рассматриваются также и сопряженные проблемы, проводятся междисциплинарные обсуждения вопросов тераностики рака. Это инновационный подход в медицине, объединяющий в одном методе терапию и диагностику при использовании радиофармацевтических препаратов. А это — возможность визуализации патологических процессов на молекулярном уровне и терапевтического воздействия на них без нанесения вреда здоровым тканям. В этом плане многие доклады участников конференции представляют большой интерес.

Особое внимание мы уделяем наиболее распространенным онкологическим заболеваниям, у женщин –это рак молочной железы, у мужчин – рак простаты. Разумеется, это очень тяжелые заболевания, с которыми сложно бороться, но если они выявляются на первой-второй стадии и ремиссия длится долго, то в 98% случаев это можно признать излечением. Но, к сожалению, большинство случаев выявление заболевания происходит на третьей-четвертой стадии, когда полностью излечить пациента трудно. Поэтому лучшее лечение – это ранняя диагностика.

И я занимаюсь как диагностикой, так и терапией онкологических заболеваний, мы создаем целую линию препаратов и наиболее перспективные из них – радиофармпрепараты. У нас они дают точную диагностику на ранних стадиях и показывают локализацию и вид рака. Это делается на основе адресных молекул, которые узнают раковые клетки и доставляют к ним детектирующую молекулу, в данном случае это радионуклиды. Затем с помощью тех же самых адресных молекул мы можем доставить уже поражающие излучатели и соединения, полученные нашей лабораторией. Эти препараты уже прошли первую стадию испытаний на людях. Мы активно сотрудничаем с Томским центром онкотераностики, там работают замечательные врачи. Они используют наши соединения, которые прошли испытания, и эти препараты уже подтвердили свою эффективность при лечении онкологических больных.